Школьный период в жизни человека играет особую роль. В эти годы разворачиваются основные процессы физического и психического развития, происходит половое созревание. Поступив в школу ребенком, ученик заканчивает ее взрослым человеком. Мальчик превращается в юношу, девочка становится девушкой.
Этот период служит основой подготовки к дальнейшей взрослой жизни, к трудовой деятельности, к созданию семьи. Готовность к успешному выполнению этих задач зависит от физического, психического и нравственного здоровья выпускников школ на пороге взрослой жизни.
Организм школьника испытывает большие нагрузки, что обусловлено сочетанием его интенсивного развития и необходимостью осваивать постоянно усложняющиеся школьные программы. Становясь старше, школьник все больше вовлекается в достаточно нервный ритм современной жизни, испытывает информационное давление.
Школьный период, оставаясь, конечно, для большинства людей счастливым и относительно беззаботным временем, все же несет свои трудности, с которыми нельзя не считаться, и даже опасности, которых нельзя не замечать.
Особая роль в охране здоровья, формировании нравственного облика ребенка принадлежит семье. Поэтому родители должны хорошо знать основные закономерности физического и психического развития, вовремя улавливать малейшие отклонения от нормы и принимать меры к их устранению.
Ответственной задачей семейного воспитания является защита ребенка и подростка от курения, алкоголя и наркотиков, привитие ему навыков здорового образа жизни.
Основные закономерности роста и развития
Самый наглядный внешний показатель развития школьного возраста –увеличение размеров и изменение строения его тела. За десять школьных лет рост увеличивается в среднем на 53 см у мальчиков и на 38 см — у девочек. Ежегодное увеличение роста имеет тенденцию к уменьшению с возрастом. На фоне постепенного замедления темпов роста в определенный момент возникает период его ускорения. Он предшествует бурному половому созреванию и носит название «пубертатный скачок». У девочек он приходится на 11-13 лет, у мальчиков — на 13-15 лет. Прирост длины тела за год может достигать десяти сантиметров. К 18 годам рост практически завершается.
Девочки при рождении и на протяжении первых девяти лет растут медленнее, чем мальчики, но в 10-11 лет «обгоняют» мальчиков и сохраняют перевес до 14-15 лет, когда мальчики уже окончательно опережают их по росту.
Параллельно с ростом изменяются форма тела и его пропорции. До 9-10 лет длина верхней половины тела несколько преобладает над нижней, а с 10-11 лет происходит активный рост ног, что в конце концов приводит к обратной пропорции.
В процессе роста и развития ребенка совершенствуется деятельность органов и физиологических систем организма. Анатомически структуры головного мозга сформированы в основном к восьми — девяти годам, однако развитие их функций продолжается на протяжении всего школьного периода.
Увеличение размеров тела и совершенствование опорно-двигательного аппарата тесно связаны с развитием дыхательной и сердечно-сосудистой систем. С 7 до 14 лет объем сердца и легких увеличивается более чем в два раза. Деятельность этих органов становится более экономной. Частота сердечных сокращений уменьшается, но объем крови, выбрасываемой в кровяное русло при каждом ударе сердца, увеличивается. Частота дыхания также уменьшается, но глубина и объем его возрастают.
В школьном возрасте происходит процесс полового созревания. Он продолжается несколько лет: у девочек в среднем с 10 до 16, у мальчиков — с 11 до 17 лет.
Не у всех детей темпы роста и полового развития одинаковы. Часть детей (10-15%) растет и развивается быстрее, чем большинство сверстников. Примерно такая же часть детей отстает от возрастного стандарта. Иначе говоря, «биологический» возраст у значительной части детей может либо опережать, либо отставать от календарного («паспортного») возраста.
Биологический возраст определяется по соответствию средним для данного возраста показателям массы и длины тела, опорно-двигательного аппарата (окружность грудной клетки, сила мышц и др.), полового развития.
Отклонения от среднего уровня могут зависеть от индивидуального, присущего данному ребенку, темпа роста и развития (в этом случае он, скорее всего, рано или поздно сравняется со сверстниками). Если у ребенка различие между биологическим и паспортным возрастом находится в пределах 1,5~2 лет, это является вариантом нормы и не должно тревожить родителей. Если же различия превышают два года, следует обратить на это внимание. Эти отклонения могут являться следствием нарушений в состоянии здоровья, и тогда, во избежание будущих неблагоприятных последствий (маленький рост, половое недоразвитие и т.д.), необходимо обратиться к врачу. Это в равной степени относится как к отстающим, так и к опережающим свой возраст детям и подросткам.
Школьный возраст условно принято делить на три периода:
- Младший школьный возраст – от 6(7) до 9 лет
- Средний школьный – от 10 до 14 лет
- Подростковый (старший) возраст – от 15 до 17 лет
Это возраст поступления в школу и приспособления(адаптации) к принципиально новым для ребенка условиям. Особенностью этого периода является то, что процесс роста ребенка не столь заметен, но преобладают изменения других параметров, идет совершенствование функций органов и систем организма. Его считают своеобразным мостиком между детством и отрочеством.
Большое значение имеет продолжающееся в этот период развитие опорно-двигательного аппарата, в частности -замещение хрящевой ткани на костную, то есть окостенение скелета. Тем не менее, кости скелета, особенно позвоночник, еще очень слабы и податливы. Вследствие этого, чрезмерные нагрузки, как и недостаточная двигательная активность, приводят к нарушениям осанки, сколиозам, сутулости. Поэтому так важно соблюдать правильную позу, сидя за партой, столом, носить книги в ранцах и рюкзаках, а не в портфелях, уделять время активным играм на свежем воздухе.
Формирование кистей, укрепление суставов и связочного аппарата рук в этот период практически завершаются. Существенно улучшается координация движений. Ребенок становится способным к выполнению тонкой и точной ручной работы (письмо, рисование и т.д.). Развивается мышечная система: увеличиваются упругость и сила мышц.
Основные функции головного мозга еще находятся в стадии формирования.
С этим связано своеобразие психических процессов у детей этого возраста, поэтому детям свойственны высокая активность, непоседливость.
Если ребенок длительное время находится в условиях, не позволяющих реализовать потребность в движении, у него нарастает мышечное напряжение, ослабевает внимание, быстро наступает утомление. Во время уроков или при выполнении домашних заданий дети отвлекаются, начинают ерзать, вертеться. Никакие запреты и замечания не помогают, потому что двигательное беспокойство служит защитной реакцией организма ребенка на перенапряжение. По этой же причине в перерыве между занятиями на перемене, дети бегают, возятся, шумят. Гигиенисты считают в связи с этим, что продолжительность урока в первом классе должна быть не 45, а 30-35 мин. Рекомендуется после второго-третьего урока в течение 45 мин — 1 час проводить подвижные игры и спортивные занятия на воздухе. Перед уроками необходима утренняя гимнастика, в середине урока — физкультминутка.
Повлиять на школьный режим родителям, конечно, трудно, но во время домашних занятий надо обязательно учитывать эти особенности детей.
В развитии интеллекта ребенка ведущую роль играет совершенствование мышления. На смену наглядно-образному постепенно приходит словесно-логическое, рассуждающее мышление, окончательное формирование которого происходит уже в подростковом периоде. Благодаря переходу мышления на более высокую ступень идет перестройка таких психических процессов, как восприятие, память и внимание. Если в дошкольном возрасте восприятие и память опираются преимущественно на наглядные образы и эмоциональные переживания, то в 7-9 лет основным содержанием восприятия и памяти становится установление смысловых, логических связей и отношений между предметами явлениями окружающего мира.
Совершенствуются и свойства внимания. В семь-восемь лет в наибольшей степени развита избирательность внимания, ребенок сосредоточивается на том, что ему интересно. В 9 лет улучшаются переключение внимания, ребенок с большей легкостью переходит от одного вида деятельности к другому. А вот ycтойчивость внимания развита еще слабо, что в значительной степени определяется повышенной впечатлительностью в этом возрасте.
Начало обучения в школе происходит достаточно трудно для всех детей, особенно в первые недели. На ребенка обрушивается масса новых впечатлений и незнакомых ему ранее требований: строгого соблюдения правил поведения, длительного пребывания в относительно неподвижной позе, выполнение интенсивной умственной работы. Ребенок включается в незнакомый для него коллектив сверстников. Необходимо время для адаптации ребенка к этому широкому комплексу новых условий.
У некоторых детей эта адаптация происходит достаточно болезненно. Такие дети часто отвлекаются на уроках, занимаются посторонними делами, плохо ведут себя на переменах, возбуждены либо, наоборот, замкнуты, пассивны. Могут не складываться отношения с товарищами, педагогом, ребенок легко смущается, при малейшем замечании плачет. У некоторых детей появляются признаки нарушения нервно-психического здоровья: ухудшается сон и аппетит, появляются капризы, жалобы на головную боль и усталость.
Заметив у первоклассника подобные проявления, родители должны отнестись к ним с пониманием. Ни в коем случае нельзя наказывать, повышать голос, ведь ребенок переживает трудный, переломный момент в своей жизни, и не следует увеличивать непривычные для него психические нагрузки. В случае возникновения конфликтов с учителями и сверстниками полезно посоветоваться с психологом или опытным педагогом.
Особого внимания в этот период требует режим дня. Школьник должен достаточное время бывать на воздухе, вовремя завтракать, обедать, ужинать, ложиться спать, не засиживаться за приготовлением домашних заданий.
Относительно устойчивая адаптация у здоровых первоклассников наступает на пятой-шестой неделе от начала учебного года, но возможны значительные индивидуальные колебания этого срока: от 3 до 16 недель. Если в указанные сроки адаптация не наступила, необходима консультация врача и психолога.
Особенно неблагоприятно процесс адаптации протекает у детей, которые по уровню своего развития не готовы к выполнению всех требований школы.
Ведь для того, чтобы справляться со школьными нагрузками, ребенок должен обладать определенными ресурсами физического и психического здоровья. Существует понятие «школьная зрелость», под которым понимают необходимый уровень физического и психического развития ребенка, обеспечивающий успешное и безболезненное вступление в школьную жизнь.
Дети, не достигшие школьной зрелости, часто оказываются не в состоянии освоить школьную программу, отстают от сверстников. У них может ухудшаться состояние здоровья, они чаще, чем до поступления в школу, болеют. У некоторых детей незначительные до этого функциональные отклонения приобретают форму выраженных заболеваний.
Для определения школьной зрелости существует методика тестовых испытаний, которые позволяют оценить уровень психофизиологического состояния ребенка при поступлении в школу.
Если ребенок по результатам тестовых испытаний к 6-7 годам не достиг необходимого уровня школьной зрелости, это вовсе не означает, что он психически недоразвит. Каждому человеку присущ свой индивидуальный темп развития. Мы часто видим детей, как значительно опережающих своих сверстников, так и отстающих в какой-то момент по отдельным показателям. В дальнейшем эти различия обычно сглаживаются.
Очень важно не перегрузить ребенка, обеспечить соответствие нагрузку его возможностям и, в то же время, дозировать эти нагрузки так, чтобы они стимулировали развитие ребенка. Не надо предъявлять ребенку завышенные требования, настаивать на пятерках или делать трагедию из троек. В настоящее время во многих школах организованы так называемые «классы выравнивания», в которых по специально разработанным программам обучаются дети, не достигшие к моменту поступления в школу зрелости. Через определенное время они догоняют своих сверстников и переводятся в обычные классы.
Сейчас появилось много школ с углубленным изучением ряда предметов, с ранней профилизацией (гимназии, колледжи). Учебные нагрузки в таких школах значительно превышают традиционные. Изучение состояния здоровья учащихся в этих учебных заведениях показывают, что заболеваемость детей в них существенно выше, чем в обычных школах. Поэтому, принимая решение об определении ребенка в такую школу, следует серьезно оценить его психологические и физические возможности.
Возраст от 10 до 14 лет характеризуется бурными процессами роста и развития. Этот период включает в себя начало и, большинстве случаев, пик интенсивности полового созревания. И у мальчики у девочек продолжается совершенствование опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы. К 12 годам формируется тип соматическогоo развития (конституции).
На фоне дальнейшего развития мышечной системы и увеличения ее объема повышаются точность, быстрота и координация движений, достигающие высшего уровня уже в 13~14 лет. Это объясняет успехи юных спортсменов в легкой атлетике, плавании, художественной гимнастике.
Изменения, происходящие в центральной нервной системе, имеют не столько количественный, сколько качественный характер. На основе совершенствования деяльности мозга и под влиянием систематических школьных занятий продолжаются психическое развитие и формирование личности. Постепенно уравновешиваются процессы возбуждения и торможения, улучшается подвижность нервных процессов, что сказывается на поведении ребенка. Он уже не столь бурно реагирует на то, что его волнует, радует, печалит, с большей легкостью переключается с игр и развлечений на умственную работу.
В 10-11 лет существенно улучшается концентрация внимания, что позволяет ребенку непрерывно работать в течение длительного времени, не отвлекаясь.
Под влиянием учебной деятельности, общения со сверстниками и педагогами у ребенка формируются такие свойства, как уверенность в себе, добросовестность, самоконтроль. Эти качества обеспечивают возможность выполнения школьных требований, уровень которых постоянно повышается от класса к классу. Если у ребенка эти качества развиты недостаточно, надо уделить больше внимания его учебе, подумать, как он распределяет свое время.
Главным достижением в психическом развитии на этом этапе является новый уровень самосознания. На основе общения с другими детьми и взрослыми формируется самооценка, которая обеспечивает возможность самовыражения и самоутверждения, а в дальнейшем — и самоопределения; это будет иметь значение при построении планов на будущее не на основе мечтаний, а с учетом своих реальных возможностей и внешних обстоятельств.
Основным же процессом развития в этом возрасте становится половое созревание ребенка, определяющее своеобразие, физиологические и психологические! его особенности в это время. Этот период многими оценивается как один из самых сложных в жизни человека. На протяжении короткого временного отрезка осуществляется биологическая и психологическая перестройка организма, ведущая его зрелости.
Типы телосложений
В зависимости от особенностей телосложения, выделяют три основных конституциональных типа — гиперстенический, нормостенический и астенический.
Гиперстенический – широкая коренастая фигура, короткая шея, круглая голова, широкая грудь.
Нормостенический – пропорциональное сложение, широкий плечевой пояс, выпуклая грудная клетка.
Астенический – длинная, узкая, плоская грудная клетка, длинная шея, длинные и тонкие конечности, узкие плечи, продолговатое лицо.
Особенности развития подростка
Примерно в 15-16 лет начинается последняя, завершающая стадия развития организма человека, которая продолжается до 18-20 лет.
С биологической точки зрения — это период от начала до конца полового созревания. А поскольку, как уже было сказано, имеются различия в темпах и сроках созревания между мальчиками и девочками, и, кроме того, очень велики индивидуальные колебания в развитии организма, Всемирная организация здравоохранения определила этот возраст в очень больших границах — от 10 до 20 лет.
В подростковом возрасте заканчивается гормональная перестройка и формирование организма по мужскому или женскому типу. Во всех сферах жизнедеятельности четко проявляются половые различия. Характерной особенностью телосложения мальчиков становятся широкие плечи и грудная клетка, узкий таз, на всей поверхности тела начинается рост волос. Фигуре девочек свойственна округлость, окружность бедер превышает окружность плечевого пояса.
В этот период времени в основном заканчивается развитие мышечной системы. Мышечная масса у девочек приближается к показателям взрослых уже к 15 годам, у мальчиков только к 18. При этом у мальчиков мышечная сила примерно на 30% больше, чем у девочек. Мышечная выносливость продолжает увеличиваться до 20-30 лет.
Бурные процессы роста и развития в препубертатном, и особенно — в пубертатном, возрасте могут в некоторых случаях неблагоприятно отражаться на состоянии здоровья подростка в целом.
В этом состоит медицинская проблема подросткового возраста. Возникает она в связи с тем, что развитие отдельных органов и систем может протекать не одновременно: созревание некоторых органов слишком опережает общий ход развития, а других — напротив, отстает. Следствием этого является временное рассогласование их деятельности, нарушающее оптимальное функционирование организма. Возникают так называемые «юношеские» отклонения от нормы в состоянии здоровья. Чаще всего они проявляются в деятельности сердечнососудистой системы и возникают в тех случаях, когда рост сердца опережает развитие сосудистой системы либо отстает от него.
Разнообразные отклонения в работе сердечно-сосудистой системы носят название «юношеского сердца» и могут проявляться относительным увеличением или уменьшением размеров сердца, нарушением ритма его работы, появлением шумов, повышением артериального давления (юношеская гипертония).
В большинстве случаев по завершении формирования организма эти функциональные расстройства исчезают. Но тем не менее, подросток, у которого обнаруживаются подобные варианты отклонений в деятельности сердечно-сосудистой системы, должен находиться под наблюдением врача и выполнять все его рекомендации с тем, чтобы временная дисфункция не закрепилась на всю жизнь и не приобрела бы хроническое течение.
Психика подростка
Подростковый период отличается своеобразными психологическими особенностями. Развиваются мыслительные процессы; конкретно-образное мышление, характерное для детей, все больше уступает место абстрактному. Оно становится все более активным, самостоятельным, творческим. Если детей в основном привлекает внешняя сторона предметов и явлений, то подросткам более интересен сам процесс мышления, — все, что требует самостоятельного обдумывания.
Подросткам свойственно попеременное проявление полярных качеств психики: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и апатией, повышенная самоуверенность и безапелляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении — желанием уединиться. Развязность соседствует с застенчивостью; романтизм, мечтательность, возвышенность чувств могут уживаться с сухим рационализмом и циничностью. Искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью.
Психологи и врачи считают подростковый возраст критическим, кризисным. Дети в это время становятся непослушными, капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с родителями и учителями.
Зная это, взрослые должны быть терпимы, избегать «цепной реакции» раздражения, стараться смягчать, сглаживать конфликты. Поменьше нотаций и нравоучений, побольше серьезных и спокойных разговоров «на равных», дающих подростку почувствовать, что с ним считаются.
Кризис подросткового возраста острый и длительный. В течение этого периода ломаются и перестраиваются многие прежние отношения ребенка к окружающему и к самому себе, формируется тс личностная позиция, с которой подросток начинает самостоятельную жизнь.
В подростковом периоде уже четко проявляются основные особенности психики мужчины и женщины. Девушки более впечатлительны, ранимы, у них более чувствительная нервная система, они острее реагируют на психические переживания. Юноши, в большинстве случаев, способны быстрее отключаться от возникших проблем, острота конфликта для них пропадает часто вместе с изменением обстановки.
Психика подростка, вступившего в стадию активного развития, становится повышенно уязвимой.
Родители, наблюдая за подростком, большую часть времени в различных жизненных ситуациях, должны первыми заметить тревожные моменты в его поведении. Им необходимо знать наиболее распространенные причины, приводящие к возникновению нервно-психических отклонений у подростков, для того, чтобы вовремя их устранить или хотя бы ослабить их воздействие.
Речь идет не об истинном психическом заболевании, но о самых начальных проявлениях нарушения психического здоровья подростков, так называемых «преморбидных», то есть доболезненных, состояниях. Чаще всего это неврозы. Они возникают вследствие особой чувствительности психики подростка к различным эмоциональным воздействиям ,психотравмирующим ситуациям. Источники подобных воздействий, прежде всего, следует искать в семье и в школе. Среди семейных факторов особенно большую роль играют конфликты, разводы родителей, бытовое пьянство и алкоголизм.
Со школой также может быть связан целый ряд ситуаций, предрасполагающих к возникновению у школьника психических расстройств. Важнейшей причиной отклонений в психическом развитии подростка часто выступает неспособность справиться с учебной нагрузкой. Такая ситуация возникает либо из-за чрезмерного объема и сложности учебного материала, либо вследствие особенностей интеллекта ученика, препятствующих овладению программой обучения наравне со сверстниками. Школьные занятия могут привести к неврозу, если предъявляемые подростку требования не соответствуют его возможностям. Нужно знать, что учение может оказаться затруднительным или даже непосильным и для ребенка с нормальным интеллектом. Причиной этого бывает, например, медлительность мышления или общая ослабленность, связанная с частыми болезнями. Затруднения в овладении школьной программой могут зависеть также и от состояния зрения и слуха.
Психотравмирующим фактором становится и враждебное, несправедливое отношение к подростку педагога. Несправедливость в оценке знаний и прилагаемых усилий, злоупотребление порицаниями и отсутствие похвалы, проявление неуважения и унижением достоинства очень болезненно воспринимаются школьниками, особенно старших классов. Часто эта ситуация усугубляется отношением родителей к школьным успехам детей. Для некоторых родителей отметки обладают сверхценностью, даже оценка «хорошо», а не «отлично» вызывает их неудовольствие.
Очень важен для психического здоровья подростка характер его взаимоотношений со сверстниками. Школьникам обычно присуще повышенное стремление к общению, они активно тянутся друг к другу. Товарищи часто становятся для подростка более авторитетными, чем родители. В зависимости от восприятия ученика его одноклассниками и желания общаться ним, каждый школьник в системе личных взаимоотношений попадает категорию общих любимцев, предпочитаемых, принятых, не принятых, отверженных лиц.
Положение подростка на нижнем, уровне указанной иерархии ведет к психологической изоляции и сопровождается тягостными переживаниями. Причинами, определяющими такое положение в коллективе, как показали проведенные социологические исследования, чаще всего бываю отрицательные черты характера (неуживчивость, лживость, заносчивость и др.). Но причиной могут быть и несовпадение увлечений и интересов школьника с интересами коллектива, и какой-либо физический недостаток.
Существенным психотравмирующим фактором может быть смена школы, когда теряются старые друзья и возникает необходимость приспосабливаться к новомуколлективу, к новым учителям.
Неблагоприятный эмоционально-психологический климат в семье или в школе создает предпосылки для нарушения психического здоровья подростка. При этом необходимо обратиться к психологу и к врачу-психоневрологу и тщательно выполнять их советы.
Режим дня
Для того чтобы справляться с многочисленными нагрузками, школьнику необходимо соблюдать рациональный режим дня. Хорошо составленный и четко соблюдаемый режим повышает работоспособность, успеваемость, дисциплинирует школьника, способствует нормальному росту и развитию.
С возрастом соотношение отдельных компонентов режима по времени меняется, более продолжительными становятся учебные занятия, менее продолжительными прогулки. Могут появляться новые виды деятельности, например, достаточно распространенная сейчас трудовая деятельность школьников в свободное время. Однако главным в распорядке дня должно быть разумное чередование умственной нагрузки, труда и отдыха.
В силу возрастных психологических особенностей школьник еще не может самостоятельно планировать свое время и жестко соблюдать намеченный режим. В этом ему должны помочь родители.
Наиболее рационален подъем в 7 часов утра. Начинать свой день школьнику следует с утренней гимнастики. Она не должна занимать много времени. Утренняя гимнастика улучшает кровоснабжение головного мозга, укрепляет нервную систему, создает бодрое, хорошее настроение. Полезно перед началом занятий совершить прогулку в течение 20-30 мин, это повышает умственную работоспособность и обеспечивает продуктивность усвоения учебного материала.
По возвращении из школы ученик должен пообедать и отдохнуть. Послеобеденный отдых желательно проводить на свежем воздухе. Это могут быть прогулки с товарищами.
Приступать к выполнению домашних заданий рекомендуется не ранее 16 часов, так как именно в это время начинается второй пик повышения суточной работоспособности. Первый пик ее повышения приходится на 11-13 часов, после чего она снижается и вновь повышается в период между 16 и 18 часами.
Для учебных занятий дома школьник должен иметь постоянное рабочее место, соответствующее его росту и хорошо освещенное. Во время приготовления уроков должны быть устранены все помехи, особенно источники громкого шума.
Чем заняться в свободное время, школьник решает сам. Это могут быть занятия спортом, чтение, прогулка. Однако очень часто ребенок выбирает телевизор. Родители должны знать, что максимальное время продолжительности просмотра телевизионных передач в течение дня составляет для младших школьников 1 час, для школьников 10-14 лет — 1,5 часа, для подростков — 2 часа.
В последнее время получают все большее распространение компьютерные игры, Интернет. Эти виды деятельности очень занимательны и привлекательны, но оказалось, что они совсем не безобидны. Нередки случаи чрезмерного увлечения подобными формами досуга, приобретающего болезненные черты. Поэтому родителям обязательно следует контролировать продолжительность общения детей с компьютером, особенно в том случае, если это общение начинает играть слишком большую роль в жизни подростка, мешает его учебным занятиям, отнимает время от отдыха и сна. Следствием гипокинезии может быть нарушение нормального физического развития из-за увеличения массы тела. При физических нагрузках быстро наступает утомление, нарушаются обмен веществ и регуляция сердечной деятельности, снижается устойчивость к болезням.
Врачи очень обеспокоены тем, что гипокинезия начинает все больше угрожать детям. Огромную часть времени, которое традиционно отводилось подвижным играм, поглощают телевизор и компьютер.
Физическим упражнениям разного характера (уроки физкультуры, зарядка, а также занятия спортом, танцы, физический труд дома) девочки должны посвящать 5~12 часов в неделю, мальчики — 7-15 часов.
Школьники должны проводить ежедневно на свежем воздухе не менее 2-3 часов.
После напряженного учебного дня школьнику необходим полноценный сон. Его продолжительность зависит от возраста и должна быть для школьников 6-10 лет не менее 10 часов, 11-14 лет — не менее 9 часов, а для более старших — не менее 8 часов. Очень полезна перед сном прогулка на свежем воздухе в течение 30-40 мин.
Важнейшим элементом здорового образа жизни является удовлетворение организма в движении. Ребенок или подросток нормально развивается только при условии необходимой для его возраста двигательной активности.
Питание
Для растущего организма школьника чрезвычайно важно рациональное, то естъ достаточное по количеству и качественно полноценное питание. Ему необходим полный набор пищевых веществ: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины.
Белки
Роль белков в питании школьников исключительно велика. Белки необходимы для построения новых клеток и тканей, недостаток белка в пище приводит к задержке роста и развития, снижению массы тела и сопротивляемости инфекционным заболеваниям. Наиболее высокой биологической ценностью благодаря присутствию всего набора «незаменимых аминокислот» обладают белки животного происхождения, содержащиеся в молоке и молочных продуктах, йогуртах, мясе, рыбе, яйцах. Незаменимые компоненты белка абсолютно необходимы для роста и развития, они не синтезируются в организме, а поступают только с пищей.
Следует знать, что не только недостаток, но и избыток белка оказывает на организм ребенка неблагоприятное влияние. Поэтому нежелательно, например, три раза в день давать ребенку мясные блюда, злоупотреблять сосисками, колбасами.
Жиры
Жиры обеспечивают 30-40% энергии, требующейся ребенку, являются важным «строительным» материалом необходимы для поступления в организм жирорастворимых витаминов.
Источником легкоусвояемого животного жира в питании школьника является сливочное масло (потребность 30-40 г/сутки), содержащее жирорастворимые витамины А и D.
В рацион школьника обязательно должно быть включено и растительное масло (подсолнечное, кукурузное, оливковое и др.) в количестве 15-20 г в день (3~4 чайные ложки). Растительное масло, в отличие от животного, содержит незаменимые пищевые вещества — полиненасыщенные жирные кислоты, принимающие активное участие в обмене белков, витаминов, синтезе клеточных структур, укреплении иммунитета, регуляции процессов роста и развития молодого организма.
Углеводы
Углеводы служат основным легкоусвояемым источником энергии, обеспечивающим 50~60% необходимой для организма энергии в сутки.
Основным источником углеводов являются продукты растительного происхождения: хлеб, макаронные изделия, крупа, картофель, овощи и фрукты. Углеводы, содержащиеся в этих продуктах, постепенно расщепляются и всасываются в желудочно-кишечном тракте. Легкоусвояемые сахара (сахароза, фруктоза, глюкоза) присутствуют также в обычном сахаре, меде, варенье и других сладостях, сладких овощах и фруктах.
Молочные продукты содержат важный углевод — лактозу (молочный сахар). В процессе переваривания лактозы образуется глюкоза (источник энергии) и галактоза (строительный материал для клеток организма), а из них — молочная кислота, которая необходима для роста нормальной микрофлоры кишечника. Существуют ситуации, когда организм человека не может усваивать лактозу и тогда на помощь приходят кисломолочные продукты и, в частности, йогурт. Лактоза в процессе производства йогурта и последующего хранения частично расщепляется благодаря действию живой йогуртовой культуры. Поэтому йогурт хорошо усваивается даже теми людьми, которые не могут пить молоко. Необходимо отметить, что живая йогуртовая культура присутствует только в настоящих йогуртах, то есть не прошедших термическую обработку после сквашивания. Как их отличить? Очень просто: если на этикетке написано, что это йогурт и срок годности продукта не превышает 30 дней, а условия хранения требуют температуру от +2 до +6°С — то это настоящий йогурт. Если же на этикетке написано, что это йогуртный продукт с похожим на слово «йогурт» названием, срок годности которого достигает 3 месяцев, а температура хранения — от 0 до +25°С, то это уже не настоящий йогурт, а продукт, который для продления срока годности прошел термическую обработку, и поэтому полезная йогуртовая культура в нем уничтожена.
Белки, жиры и углеводы усваиваются организмом наилучшим образом, если их соотношение в пищевом рационе составляет 1:1:4. Преимущественно углеводное питание на фоне недостаточного потребления белка и жира наносит большой вред организму, вызывая отставание в росте и в общем развитии.
При избытке углеводов в рационе снижается тонус мышц, ткани становятся рыхлыми, масса тела повышается, снижается сопротивляемость заболеваниям; болезни возникают чаще, протекают тяжелее и нередко сопровождаются осложнениями.
Минеральные вещества и витамины
Соли кальция, фосфора, железо, микроэлементы (цинк, марганец, селен и др.) обеспечивают рост и развитие, входят в состав гормонов, принимают участие в обменных процессах и т.д.
Железо является необходимой частью гемоглобина крови, при его недостатке развивается анемия. Железо содержится в большом количестве в мясе, печени, яичном желтке, гречневой, овсяной и пшенной крупах, бобовых растениях, хлебе, некоторых фруктах и ягодах (яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, черная смородина, черника).
Недостаток кальция, особенно при дефиците белка и витамина D, ведет к нарушению формирования костей, задержка развития зубов и роста организма. Особенно необходим кальций в период интенсивного роста ребенка. Больше всего кальция содержится в молоке и молочный продуктах, в том числе кефире, йогуртах и особенно — в сыре и твороге.
Витамины повышают физическую умственную работоспособность, содействуют устойчивости организма различным заболеваниям.
Всего на сегодняшний день известно 13 витаминов, каждый из которых выполняет в человеческом организме свою собственную функцию. За редким исключением, эти незаменимые для человека вещества не вырабатываются в организме а поэтому должны поступать извне (например, с пищей или со специальными препаратами).
Хотя, на первый взгляд, возможность обеспечить детей всеми витаминами исключительно за счет естественных источников (продуктов питания) выглядит весьма привлекательной, на практике она малодостижима (особенно в зимне-весеннем сезоне, когда в овощах и фруктах многократно снижается содержание основных витаминов). Поэтому для профилактики гиповитаминозов у детей рекомендуется регулярно пользоваться поливитаминными препаратами.
При несбалансированном рационе питания, который, к сожалению, нередко наблюдается у школьников в наши дни, при повышенных физических нагрузках (например, при активных занятиях спортом) ребенку и подростку требуются дополнительные источники кальция и витаминов. С этой целью педиатры рекомендуют применять витаминно-минеральные препараты.
Одним из жизненно важных микроэлементов является йод. Он активно влияет на обмен веществ и тесно связан с функцией щитовидной железы. В организме человека этот микроэлемент входит в состав гормонов щитовидной железы.
Дефицит йода в воде и пище приводит к развитию тяжелых заболеваний щитовидной железы. Щитовидная железа увеличивается в объеме, нарушается обмен веществ, а также рост и развитие детского организма.
Увеличение щитовидной железы (эндемический зоб) чаще всего приходится на подростковый возраст или юношеский период. При этом у девочек поражения щитовидной железы отмечаются гораздо чаще, чем у мальчиков.
Дефицит йода также сказывается на формировании интеллекта ребенка. Происходит нарушение формирования головного мозга, которое проявляется впоследствии в трудностях школьного обучения.
Режим питания
Большое значение для здоровья ребенка имеет правильный режим питания. Принимать пищу следует не реже четырех раз в день с интервалами от 3-х до 4,5 часов. Разделение суточного рациона питания на 4-5 приемов пищи положительно сказывается на работе всего организма в целом. Количество питательных веществ и энергии, поступающих с пищей, при этом не меняется, но нагрузка на пищеварительную систему уменьшается, так как организм получает тот же самый объем пищи, но более мелкими порциями, очень важно отличать настоящий прием пищи от «перекусывания». «Перекусывание» можно расценивать как активное переедание, которое не вызываются чувством голода, а удовлетворяет некие вторичные потребности (удовольствие, защита от скуки, временное облегчение при стрессах). Во многих странах режим питания меняется в сторону увеличения числа приемов пищи в день, с одновременным уменьшением объема порций и сохранением общего суточного объема.
Хороший завтрак помогает ребенку долго поддерживать работоспособность во время школьных занятий. Завтрак особенно важен для детей, ведь они растут и развиваются как физически,, так и умственно. Каждый из нас может представить день ребенка – он состоит из школьных уроков, занятий, игp, движения. Вкусный и сбалансированный по составу завтрак — одно из условий успешной учебы и восприятия ребенком информации в школе.
Очень важно для здоровья детей включение в рацион второго завтрака и полдника. Это необходимо для покрытия высоких потребностей ребенка в энергии и «строительном материале», связанных с его быстрым ростом, развитием, постоянной подвижностью. Как правило, на полдник используются продукты, богатые углеводами (йогурт, кефир, печенье, фрукты), следовательно, полдничая, мы понижаем процентное соотношение жиров в суточном рационе, что положительно влияет на массу тела. Кроме того, полезны дополнительные количества минеральных веществ и витаминов, поступающие во время полдника. Регулярные вторые завтраки и полдники препятствуют снижению концентрации внимания, предотвращая возникновение гипогликемии (снижение уровня сахара в крови).
Ужинать ребенок должен не позднее чем за два часа до сна.
Важно также соблюдение правильного питьевого режима. Вода входит в состав всех клеток и тканей организма, она служит средой, в которой протекают химические процессы, связанные с обменом веществ. Вода необходима также для выведения конечных продуктов жизнедеятельности организма. В сутки дети теряют около 1,5~2 л воды. Это количество обязательно должно компенсироваться ежедневно за счет пищи и питья. В жаркое время потребность в воде резко повышается.
Половое развитие подростка
Особого внимания родителей требует период полового развития ребенка. Нормальное течение этого процесса во многом обеспечивает хорошее психическое и физическое здоровье, формирование полноценной личности, а в последующем и успешную реализацию детородных функций.
Возраст 9-12 лет у девочек и 11-13 лет у мальчиков является подготовительным периодом перед половым созреванием и называется препубертатным.
Первым явным признаком этого периода становится заметное ускорение темпа роста — «ростовой скачок». В это же время начинают появляться вторичные половые признаки: у мальчиков увеличиваются размеры яичек и полового члена, у девочек постепенно увеличиваются молочные железы, у подростков появляются волосы на лобке и в подмышечных впадинах.
В пубертатном периоде, или периоде полового созревания (13-16 лет у девочек и 14-16 лет у мальчиков), у девочек яичники усиливают выделение женских половых гормонов (эстрогенов) и начинают продуцировать яйцеклетки, у юношей семенники выделяют мужские половые гормоны (андрогены) и продуцируют сперматозоиды.
Во время пубертатного периода продолжается развитие вторичных половых признаков: у мальчиков изменяется форма хрящей гортани и «ломается» голос, начинается рост волос на лице. Кульминацией этого периода считают наступление первых месячных у девушек и поллюций у мальчиков.
У большинства девочек первые менструации (месячные) появляются в 12-14 лет. Вначале месячные могут быть нерегулярными и иметь различную продолжительность. Постепенно они начинают появляться через строго определенное время (в среднем через 28 дней) и продолжаются по 3-5 дней. Регулярность наступления месячных свидетельствует о том, что у девушек сформировался менструальный цикл.
Индивидуальные колебания в сроках наступления, регулярности и характере протекания менструаций в норме достаточно велики.
Приход менструаций не должен быть неожиданным, так как это может послужить причиной психической травмы. Поэтому родителям следует своевременно подготовить девочку к тому, что у нее могут появиться кровянистые выделения из половых органов, ей нужно рассказать об их природе и предназначении. Хорошо, если состоится доверительная беседа с мамой. Несколько упрощая, можно рассказать о природе менструаций примерно так: «Природа подарила женщине удивительную возможность выносить и родить ребенка, дать жизнь новому человеку. В женском организме есть особый орган – матка. Она предназначена стать чем-то вроде живой колыбели, в которой ребенок будет расти от зачатия до появления на свет. В определенные сроки, регулярно, стенки матки разрыхляются, чтобы принять зародыш, если он появился. Если же его нет, этот разрыхленный слой отслаивается, наступает кровотечение».
Полезно научить девочку ведению календаря менструаций. Лучше всего с этой целью вести календарь, в котором красным цветом заштриховывать день начала менструации, а синим — день, когда она закончилась. Такой календарь дает информацию о главных характеристиках менструальной функции: продолжительности цикла (от начала одной до начала следующей менструации), регулярности (из месяца в месяц) и длительности.
При наличии признаков нарушения формирования менструального цикла родители девочки должны обратиться к врачу.
Во время менструации девочке особенно необходимо соблюдать чистоту.
Душем следует пользоваться несколько раз в день, причем струя воды должна быть направлена сверху вниз. Мыться в ванне, сидя в ней, купаться в водоемах и бассейнах в этот период нежелательно, тампоны и прокладки надо менять вовремя, чтобы кровь в них не застаивалась и не разлагалась.
В остальном следует вести обычный образ жизни, делать легкую зарядку, ходить на учебу, выполнять домашние дела. Противопоказана только значительная физическая нагрузка, поэтому занятия спортом и подъем тяжестей в это время должны быть полностью исключены.
Признаки нарушения формирования менструального цикла:
- Отсутствие менструаций до 16 лет;
- Короткий (меньше 21 дня) или продолжительный (свыше 35 дней) менструальный цикл;
- Нерегулярный цикл в течение 1,5 – 2 лет после появления менструаций;
- Менструация короткая (1-2 дня) или продолжительная (свыше 7 дней);
- Обильное кровотечение или выраженные болевые ощущения во время менструации.
Поллюции у мальчиков в норме появляются не ранее 13 лет, к 14-15 годам они уже отмечаются не менее чем у половины подростков, а к 16 годам — у большинства. Половое развитие мальчика можно считать преждевременным, если его признаки появляются до 10 лет, и опаздывающим, если у подростка старше 13-14 лет нет появления вторичных половых признаков. В этих случаях необходима консультация специалиста.
После наступления менструаций или поллюций у подростка появляется такая мощная биологическая потребность, как половое влечение. В связи с этим возникает масса напряженных переживаний, меняется вся эмоциональная сфера ребенка.
Естественным проявлением развивающейся сексуальности в подростковом возрасте является мастурбация (онанизм). Исследования показывают, что онанизмом занимаются более 90% юношей и 50% девушек.
В настоящее время большинство врачей склоняется к тому, что мастурбация — это естественный способ разрядки накапливающейся сексуальной энергии. Родителям надо относиться к этому очень деликатно.
Ни в коем случае нельзя запугивать подростка «жуткими последствиями» онанизма — импотенцией, эпилепсией, гормональными нарушениями и т.д., не имеющими ничего общего с реальностью. Если же родители начнут бранить ребенка, шутить над ним, то у него, при невозможности удержаться от мастурбации, каждый акт будет превращаться в тяжелую психическую травму, будет расти чувство страха, неуверенности в себе.
Важное место в семейном воспитании детей должно быть отведено гигиеническим аспектам полового воспитания. В этот период активизируется деятельность сальных и потовых желез: на лице, шее, спине возникают угри (акне). Мальчики и девочки в период полового созревания должны усилить внимание к личной гигиене.
Не может считаться нормальной ранняя половая жизнь у подростков. У них еще не полностью сформирована психологическая готовность к зарождению высокого чувства любви. В этом случае эмоции, возникающие во время полового акта, носят преимущественно физиологический, но не духовный характер. У подростка может сформироваться твердое убеждение, что все разговоры о любви и верности — просто «красивые слова». Эмоциональная сфера оказывается обедненной, в обычай входит частая смена партнеров, что в дальнейшем может иметь крайне неблагоприятные последствия для здоровья и семейной жизни.
У девушек во многих случаях первое половое сближение не вызывает положительных ощущений, а иногда, из-за неопытности партнера или неподходящей обстановки, приводить к возникновению болезненных переживаний или сексуальной травмы. На этой почве может сформироваться негативное отношение к половой жизни вообще, то есть половая холодность (фригидность).
Нередко родители ошибочно считают своих детей «еще маленькими», чтобы говорить с ними о предохранении от беременности. А напрасно. Статистика утверждает: каждый десятый аборт в стране производится девочке-подростку.
Девочка должно усвоить непреложную истину: если начались регулярные месячные, она может забеременеть даже от одной-единственной случайной близости. Оптимальный возраст для рождения ребенка – 20-35 лет.
В то же время доказано, что оптимальный возраст для рождения ребенка — 20_35 лет. Беременность в более юном возрасте протекает с большим числом осложнений, вероятность нарушений здоровья у матери и ребенка очень велика. Наступление беременности и роды у школьницы приводят к значительной ломке всей жизни: уход из школы, отрыв от сверстников, угроза продолжению образования и получению профессии.
Искусственное прерывание беременности (аборт), как правило, оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье женщины. Особенно опасен аборт в подростковом возрасте, когда он зачастую становится причиной гинекологических заболеваний и, главное – последующих нарушений детородной функции.
Контрацепция
Контрацепцию принято подразделять на плановую и экстренную.
Плановые методы предохранения от беременности включают в себя достаточно широкий спектр средств и способов защиты от нежелательной беременности и предназначены для постоянного применения.
Экстренная контрацепция предназначена лишь для особых случаев – первый незащищенный половой акт, повреждение презерватива, изнасилование и др.
Выбор метода контрацепции – не обязанность одного из партнеров, а прерогатива обоих. Перед применением того или иного метода необходимо обязательно проконсультироваться с гинекологом.
Несмотря на возможности современной плановой контрацепции, ее применение у подростков ограничено рамками возрастных особенностей. Для подростков наиболее важные требования к контрацепции – это надежное предупреждение от нежелательной беременности и защита от инфекций, передающихся половым путем (в том числе СПИДа, вирусного гепатита В и др.). Немаловажным требованием является и обратимость метода, то есть после прекращения его использования должна полностью восстанавливаться репродуктивная функция.
Контрацептивные таблетки (или комбинированные оральные контрацептивы)– их подразделяют на монофазные и многофазные, в зависимости от содержания в их действующих веществ. В многофазных препаратах концентрация активных компонентов варьируется в разных таблетках, содержащихся в одной упаковке. Это сделано для того, чтобы сымитировать естественные изменения уровня гормонов в течение менструального цикла. Монофазные препараты поддерживают концентрацию половых гормонов в крови на постоянном уровне, и именно они считаются наиболее подходящими средствами для подростковой контрацепции. Контрацептивные таблетки снижают риск возникновения некоторых патологических состояний (в частности, дисфункциональных маточных кровотечений, формирования функциональных кист яичников), нормализует менструальный цикл при его нарушениях, способствует устранению и профилактике угрей (акне), воспалительных заболеваний органов малого таза.
Однако контрацептивные таблетки не защищают от инфекций, передающихся половым путем. Комбинированные гормоносодержащие препараты в ряде случаев могут вызывать побочные эффекты (тошнота, рвота, головные боли, боли и дискомфорт в области молочных желез, живота, нарушения менструального типа). При появлении этих симптомов необходимо обратиться к врачу, который сможет подобрать подходящую замену препарата или посоветовать иной метод контрацепции.
Барьерные методы (использование презервативов и других средств) — их применение удобно при нерегулярных половых контактах, доступно и недорого. Следует отметить, что это единственный метод, защищающий от инфекций, передающихся половым путем. Но основной его недостаток — низкий контрацептивный эффект.
Календарный (или ритмический) метод контрацепции основан на периодическом воздержании от половой жизни в течение нескольких дней, предшествующих овуляции и следующих вслед за ней. Его применение ограничено в подростковом возрасте из-за низкой контрацептивной эффективности, а также нерегулярного менструального цикла.
Использование внутриматочных средств, именуемых «спиралями», в подростковом периоде не рекомендуется. Анатомо-физиологические особенности половой системы у подростков предрасполагают к возникновению осложнений этого метода контрацепции (кровотечение, боли).
Физкультура и спорт могут дать ребенку и подростку очень много — это гармонизация физического развития, совершенствование двигательных навыков и физических качеств, повышение резервов организма, работоспособности, сопротивляемости многим заболеваниям. Однако выносливость, общее состояние здоровья не у всех одинаковы, потому и нагрузка не может быть одинаковой.
Для занятий физкультурой в школе выделяют три медицинские группы:
1. Основная
В нее входят дети без отклонений или с незначительными отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, с достаточной физической подготовленностью. Для них допустимы занятия по программе физического воспитания в полном объеме, тренировки в спортивных секциях, участие в спортивных соревнованиях.
2. Подготовительная
В эту группу входят дети с незначительными отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных расстройств, но с недостаточной степенью физической подготовленности. Этим детям рекомендуются занятия по программе физического воспитания со сниженными нагрузками.
3. Специальная
Детям со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, которые не препятствуют выполнению обычной школьной программы, необходима лечебная и корригирующая гимнастика. Они не должны заниматься физкультурой в общих группах.
Рекомендуемый возраст для начала спортивных занятий
Возраст (в годах) допуска к занятиям в группах | |||
Начальная подготовка | Учебно-тренировочная | Спортивное совершенствование | |
Акробатика | 8-10 | 10-14 | 14-17 |
Баскетбол и волейбол | 10-12 | 12-16 | 16-18 |
Бадминтон | 10-12 | 12-16 | 16-18 |
Бокс | 12-14 | 14-17 | 17-18 |
Борьба | 10-12 | 12-16 | 16-18 |
Велосипед | 12-14 | 14-17 | 17-18 |
Водное поло | 10-13 | 12-16 | 16-18 |
Гимнастика спортивнаяЮношиДевушки | 8-107-9 | 10-149-14 | 14-1714-17 |
Гимнастика художественная | 7-9 | 9-13 | 13-17 |
Гребля академическая | 10-12 | 12-17 | 17-18 |
Гребля на байдарках и каноэ | 11-12 | 13-16 | 16-18 |
Конный спорт | 11-13 | 13-17 | 17-18 |
Конькобежный спорт | 12 | 12-17 | 17-18 |
Легкая атлетика | 11-13 | 13-17 | 17-18 |
Лыжный спортГонки на лыжахГорные видыДвоеборьеПрыжки с трамплина | 9-128-10 9-119-12
|
12-1710-14 11-1612-17 | 17-1814-17 16-1817-18
|
Парусный спорт | 9-11 | 11-16 | 16-18 |
Плавание | 7-10 | 10-12 | 12-17 |
Прыжки в воду | 8-10 | 10-14 | 14-17 |
Ручной мяч | 10-12 | 12-16 | 16-18 |
Санный спорт | 11-13 | 13-16 | 16-18 |
Современное пятиборье | 10-12 | 12-16 | 16-18 |
Стрелковый спорт | 11-13 | 13-16 | 16-18 |
Стрельба из лука | 11-13 | 13-17 | 17-18 |
Стрельба стендовая | 14-15 | 15-17 | 17-18 |
Теннис и теннис настольный | 7-9 | 9-14 | 14-17 |
Тяжелая атлетика | 13-14 | 14-17 | 17-18 |
Фехтование | 10-12 | 12-16 | 16-18 |
Фигурное катание на коньках | 7-9 | 9-13 | 13-17 |
Футбол, хоккей с шайбой, хоккей с мячом | 10-12 | 12-17 | 17-18 |
Шахматы | 9-11 | 11-15 | 15-18 |
Осторожно: наркотики!
Курение имеет слишком серьезные последствия для здоровья человека: нарушается нормальная деятельность основных систем организма — дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной. Курение наносит непоправимый вред репродуктивной системе, врожденные уродства у детей встречаются в два раза чаще, если их матери курили во время беременности.
Употребление алкоголя — весьма распространенное явление в обществе. Одно из самых опасных свойств алкоголя — его способность при чрезмерном употреблении вызывать привыкание и болезненное пристрастие, то есть хронический алкоголизм. Известно, что каждый второй хронический алкоголик начал употреблять спиртные напитки еще до четырнадцати лет. Нередки случаи смертельных отравлений алкоголем при употреблении больших доз крепких спиртных напитков, чаще всего спирта или самогона.
Решающее значение в формировании отношения к употреблению ребенком спиртных напитков принадлежит семье. Для большинства родителей употребление спиртных напитков детьми в возрасте 8-12 лет — чрезвычайное происшествие, однако они часто не возражают, когда то же совершают подростки от 14 до 16 лет: «лишь бы в меру». Это неправильная позиция. Родители должны не только объяснить детям и подросткам вред, который приносит злоупотребление спиртным, но и на собственном примере демонстрировать им правила хорошего тона в отношении алкоголя (культура застолья, трезвый образ жизни и т.д.).
Огромная проблема для молодежи — наркотики. Употребление наркотиков очень быстро приводит к развитию тяжелого заболевания — наркомании, сути которого заключается в постоянной зависимости человека от приема наркотика. Наркотические вещества оказывают крайне неблагоприятное воздействие не все органы и системы организма. Подросток особенно чувствителен к действию наркотиков. Они угрожают в этом возрасте не только его здоровью, но зачастую и жизни. Наркомания очень часто заканчивается смертью в молодом возрасте.
Проблема наркомании напрямую связана с распространением тяжелых вирусных заболеваний – вирусного гепатита С и ВИЧ. Это обусловлено несколькими факторами: использование общего шприца для введения наркотиков, беспорядочные половые контакты без применения презервативов, широкое распространение проституции среди наркоманов с целью заработка.
Поведение родителей при обнаружении признаков употребления наркотиков должно быть достаточно деликатным и доброжелательным, ни в коем случае не следует допускать агрессивности. Но реакция должна быть незамедлительной: следует сразу же обратиться к специалистам — наркологам, психологам. Чем раньше выявлена склонность к употреблению наркотиков, тем больше вероятность излечения подростка.
Родители обязаны сделать все возможное для того, чтобы уберечь своих детей от употребления наркотиков. Необходимо хорошо знать окружение ребенка, его друзей, иметь информацию о фактах употребления наркотиков во дворе, в школе.
Родителям следует как можно раньше сообщать детям необходимые сведения о пагубном влиянии наркотиков на человека, о страшных последствиях их употребления. Это именно та ситуация, которая не терпит промедления. Необходим подробный, компетентный, убедительный рассказ о воздействии наркотиков, механизме привыкания, трагических исходах и несостоявшихся судьбах.
Любые воспитательные меры эффективны тогда, когда сформирован надежный психологический контакт с ребенком, когда он не только любит своих родителей, но и полностью доверяет им.
Родители должны насторожиться, если:
- Подросток становится вялым, сонным или, напротив, слишком возбужденным;
- Аппетит у ребенка может полностью отсутствовать днем и резко усиливаться к вечеру;
- Лицо приобретает выраженную бледность, зрачки расширены или, напротив, сужены, плохо реагируют на изменение освещения;
- Подросток становится замкнутым, не посвящает родителей в детали своей жизни, часто отсутствует дома и проводит время в неизвестной компании, из дома исчезают вещи и деньги;
- На теле подростка, чаще на руках, появляются следы от уколов, происхождение которых он не может объяснить.
Оставить комментарий
Вам необходимо авторизоваться опубликовать комментарий.