Самые яркие страницы жизни ребенка открываются в раннем (от года до трех лет) и старшем, или дошкольном, возрасте (от трех до семи лет).
В этом возрастном периоде основную часть времени ребенок проводит в семье, с родителями. В первые семь лет жизни, многое в состоянии здоровья, развитии и воспитании ребенка определяется устоями семьи и ее культурным уровнем.
Именно в семье формируются важнейшие задатки, привычки и особенности личности ребенка.
Ранний и дошкольный возрасты характеризуются быстрым физическим развитием и совершенствованием сложнейших функций центральной нервной системы, расширением сферы общения. Ребенок начинает осознавать себя личностью.
Физическое развитие
Рост и развитие ребенка – главные показатели его здоровья. Интенсивность процессов роста и развития составляет основную особенность детского возраста. Чем младше ребенок, тем интенсивнее протекают эти процессы.
В первые годы жизни развитие идет особенно быстрыми темпами. За счет ускоренного роста рук и ног изменяются пропорции тела и осанка. У дошкольников в результате развития мелких мышц кисти и пальцев совершенствуется точность движений. Интенсивно растут кости черепа, кистей и стоп. На четвертом году жизни в основном завершается развитие органов чувств, совершенствуется деятельность центральной нервной системы.
К концу дошкольного периода емкость легких увеличивается в 3 раза. Рост дыхательных путей приводит к удлинению шеи и гортани, дыхательные мышцы становятся более длинными и широкими.
Сердце у детей дошкольного возраста развивается параллельно изменению длины тела, происходит постепенное увеличение его мышцы и интенсивное развитие сосудистого русла.
Кости скелета растут последовательно, чередуя фазы роста в длину и толщину (в поперечнике). У хорошо развитых детей ширина плеч составляет приблизительно ¼ длины тела.
Темпы роста детей имеют половую специфичность. Мальчики растут быстрее девочек. Исключением является лишь короткий период второго «вытягивания» (11-12 лет), который наступает у девочек раньше.
Влияние наследственности сказывается на длине тела ребенка после двух лет жизни. Обычно выделяют два периода, когда связь между ростом родителей и детей прослеживается наиболее отчетливо — от 2 до 9 лет и от 13 до 18 лет. Наследственные факторы определяют темп и возможный предел роста ребенка при оптимальных условиях окружающей среды.
На скорость роста и окончательные размеры тела ребенка большее влияние оказывает рост отца, а вес тела в значительной степени определяется весом тела матери.
Кроме того, на скорость роста ребенка огромное влияние оказывают внешние условия. Прежде всего, это питание, обеспеченность витаминами, двигательный режим, эмоциональные нагрузки, острые и хронические заболевания. Если неблагоприятные факторы выражены сильно, «запрограммированная» скорость роста замедляется.
Многие хронические заболевания детского возраста не имеют определенной ранней симптоматики, поэтому нарушение физического развития иногда является одним из первых признаков неблагополучия и служит показанием для углубленного обследования ребенка.
Как самостоятельно оценить физическое развитие ребенка?
Для определения нормального роста детей от 1 года до 7 лет
Мальчики:75 см+ n*7
Девочки: 75 +( n*7-1)
Для определения нормального веса детей от 1 года до 7 лет
10,5 + 2n
*n-число лет
* конечно, как и любые среднестатистические показатели, эти формулы дают лишь приблизительное представление о норме, и потому небольшое отклонение от полученных показателей не должно тревожить родителей.
В середине XX века в течение нескольких десятилетий в большинстве стран мира имели место процессы выраженного ускорения роста и развития (акселерация), более ранней смены молочных зубов, ускорения полового созревания, достижения максимальных показателей роста в более молодом возрасте и т.п.
В 1980-х годах появились первые сообщения о затухании акселерации. Предполагается, что в начале XXI века будет отмечаться дальнейшая стабилизация темпов роста и развития детей.
Однако при всех этих общих тенденциях остается неизменной закономерность: неправильный режим дня, нерациональное питание сказываются в первую очередь на весе ребенка. Дети, которые все вечера просиживают у телевизора, мало гуляют, не занимаются спортом, — развиваются хуже, у них нередко обнаруживаются признаки ожирения. Очень вредно отражается на растущем организме и дефицит сна. У детей, которые систематически недосыпают, может замедлиться прибавка массы и длины тела.
Нервно-психическое развитие
Первый год
К концу первого года жизни ребенок может самостоятельно ходить или делать несколько шагов без помощи взрослых. Он свободно изменяет положение тела (наклоняется, садится и т.д.), берет двумя руками крупные предметы, а указательным и большим пальцами – мелкие. Это движение, так называемое «пинцетное» очень важно, оно понадобится ребенку при письме. Малыш занимается с игрушками, показывает части тела на себе, узнает знакомые лица, пытается сам есть ложкой.
Второй год
Полуторагодовалый малыш воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, нанизывает кольца на стержень, складывает башню из кубиков и т.п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка).
Родители должны регулярно высаживать ребенка на горшок — каждый раз перед сном и после сна, перед едой, перед прогулкой и после нее. За успех можно похвалить, но делать строгий выговор за мокрые штанишки, настойчиво удерживать на горшке, требуя результата и гневаясь за его отсутствие, не следует. Это вызывает у ребенка негативную реакцию и может способствовать развитию упрямства.
На втором году жизни у ребенка заметно меняется характер. Его поведение и взаимоотношения со взрослыми становятся несколько иными. Он начинает проявлять повышенный интерес к окружающим предметам, старается заглянуть во все уголки квартиры, залезть в ящики стола или в шкаф. Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.
В 1 год 9 месяцев ребенок перешагивает через несколько небольших предметов, лежащих на полу, толкает мяч ногой, поднимается по лестнице. Отвечает на вопросы при рассматривании сюжетных картинок. Использует короткие простые предложения, в его словаре около 20 слов. Предпринимает самостоятельные попытки одеваться и раздеваться.
В два года ребенок бросает мяч из-за головы, подпрыгивает на месте, перешагивает через препятствия, чередуя шаг, может проходить 2—3 шага на цыпочках без поддержки или стоять на одной ноге 2 секунды. Малыш понимает определяющие предлоги (на, под, рядом, сзади); составляет короткие «рассказы» по предложенной картинке или знакомых событиях. Подбирает контрастные цвета, различные по величине предметы. Говорит предложениями из 2-3 слов, называет предметы на простых картинках, может использовать свое имя, когда говорит о себе, yпотребляет прилагательные и местоимения. При этом происходит совершенствование речи — произношения, построения, осмысления.
Ребенок умеет самостоятельно есть, расстегивает большие пуговицы, моет и вытирает руки, охотно играет в простые игры, с помощью взрослого чистит зубы.
Двухлетний ребенок строит несложные конструкции из кубиков (ворота, скамейки, дома). Он может производить ряд последовательных действий подготавливая тем самым переход к сюжетной игре.
На этом этапе возрастного развития нужно стремиться обогатить предметный мир ребенка новыми интересными игрушками.
Третий год
В 2,5 года ребенок может совершать довольно сложные действия: нанизывает бусины, рисует линию. Называет своих друзей по имени. У него появляется понятная речь и вопросы «кто?», «где?», «куда?», он может выразить свои чувства словами. Аккуратно ест, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня просится на горшок.
Третий год жизни ребенка многие детские психологи выделяют особо. Этот год довершает период раннего детства и имеет свои особенности. В этом возрасте несколько замедляется интенсивность физического развития, столь характерная для двух первых лет жизни. Малыш становится более пропорциональным и стройным, Длительность непрерывного бодрствования увеличивается до 6-6,5 часов, ночной сон продолжается 10-11 часов, днем же ребенок спит только один раз в течение 1,5-2,5 часов. Ребенок уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20-30 минут. Словарный запас в этом возрасте существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Речь ребенка по своей форме уже начинает приближаться к речи взрослого. Он уже знает свойства и специфическое назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе и не только различает, но и называет форму, размер предметов, ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях. Трехлетние дети много двигаются, становятся непоседами.
Во втором полугодии третьего года жизни ребенок может сосредоточенно заниматься с игрушками, увлеченно рассматривать книжки, картинки. Играя, он не только отображает те или иные действия, но и начинает изображать кого-либо (папу, сестру), то есть выполнять роли. Появление ролевой игры — новая ступень в развитии малыша, доказательство того, что у него накоплен некоторый опыт ориентирования в окружающей действительности, способность общаться.
Третий год — период интенсивного развития самостоятельности и творческой деятельности. Совершенствуются навыки самообслуживания (самостоятельное одевание, раздевание, складывание одежды, уборка игрушек и т.п.), появляются попытки изобразительной и конструктивной деятельности. Ребенок начинает подмечать красивое, смешное, ярче проявляет сожаление, застенчивость, обиду. Третий год жизни характеризуется возросшими возможностями в познании окружающей обстановки, новыми отношениями с миром вещей и людей, которые стали доступны ребенку, благодаря овладению ходьбой и речью. Из слышащего он постепенно превращается в слушающего, понимающего мысли, высказанные взрослыми.
Однако самое большое приобретение ребенка третьего года жизни — это осознание себя как личности. Развиваясь, малыш не только овладевает разнообразными действиями, учится видеть мир, мыслить, он еще и усваивает социальные нормы поведения, — понимает, «что такое хорошо и что такое плохо», привыкает подчинять свои желания необходимости. Ребенок радуется своим поступкам, если они полезны, одобряются родителями, и, наоборот, испытывает смущение и стыд, если поступает плохо. У него появляется желание сотрудничать со взрослыми, он стремится оказывать им помощь в бытовых делах (уборке, мытье посуды, приготовлении пищи и т.п.).
К концу третьего года ребенок свободно ездит на трехколесном велосипеде, рисует круги, складывает из кубиков квадрат, различает предметы по весу (легкие, тяжелые), начинает употреблять сложные предложения, задает вопросы «почему», «когда», может объяснить два противоположных ощущения (холодно, жарко и др. и находит к двум словам противоположные значения (большой — маленький, низкий — высокий и т.п.). Полностью одевается, хотя еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
В этом возрасте ребенку особенно нужны увлекательные занятия и интересные игры.
Четвертый год
В дошкольном возрасте увеличивается самостоятельность ребенка, расширяется круг его контактов. В 4 года малыш запоминает короткие стихи, задает простые вопросы и отвечает на них, может группировать предметы по классам (мебель, одежда, животные и т.п.). Он уже умеет прыгать на одной ноге вперед и сохранять равновесие, играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила.
Пятый год
Ребенок четко выговаривает все слова, умеет составить рассказ, правильно отвечает на простые вопросы, быстро и охотно запоминает стихи, соответствующие его возрасту, может считать до 10, одевается и раздевается без посторонней помощи.
Шестой-седьмой год
Дошкольник уже обладает хорошо развитыми двигательными навыками. Например, он может быстро и аккуратно закрашивать на листе бумаги небольшой круг, копировать печатные буквы и цифры.
В этом возрасте ребенок способен концентрировать внимание, умеет составлять по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего.
Это — лишь ориентировочные показатели, ребенок может и опережать, и отставать от них. Но существенное отставание в развитии является обязательным поводом для обращения к педиатру. Родители должны вместе с врачом пытаться найти причину нарушения развития и что-то изменить в режиме дня, воспитании, а может быть, и заняться лечением ребенка, если это необходимо.
О возможных проблемах
Если у ребенка энурез
У части детей при подготовке к школе существует серьезная проблема — ребенок не контролирует мочеиспускание. Это патологическое состояние у детей старше 5-летнего возраста известно с незапамятных времен.
Существует немало причин энуреза, среди которых:
- различные инфекции, перенесенные ребенком
- пороки развития и нарушение функции мочеполовой системы
- незрелость или патология нервной системы
- психологические стрессы
- неврозы и иные нарушения психики.
В зависимости от того, когда проявляется энурез, его принято делить на дневной и ночной. Принято также выделять первичный или вторичный энурез (в первом случае недержание мочи отмечается постоянно, а во втором — имеется так называемый «светлый» промежуток). В любом случае, при всех известных разновидностях энуреза серьезно страдает контроль за функцией мочевого пузыря.
Не следует дожидаться, пока ребенок «перерастет» проблему (этого может никогда не произойти), необходимо своевременно позаботиться об адекватном лечении энуреза.
Хотя разработкой методов лечения энуреза медики занимаются уже не одно десятилетие, ни одно из известных на сегодняшний день средств не гарантирует стопроцентного излечения от этого патологического состояния.
Леворукость
В современном обществе насчитывается 7-12% левшей и отмечается устойчивая тенденция к возрастанию их числа. Выявлена интересная закономерность: если женщина рожает в более позднем возрасте, то выше вероятность того, что ее ребенок будет левшой. Леворукость может быть врожденной (иногда наследственной) и приобретенной — из-за нарушения функции правой руки. Различают явную и скрытую леворукость, когда человек, будучи от рождения леворуким, путем тренировки приучается пользоваться преимущественно правой рукой.
Для леворуких детей характерны признаки «зеркального» мышления: при письме они переворачивают справа налево отдельные буквы и слоги, перенося их из конца в начало слова, и «упорно» читают слова справа налево. У левшей, как правило, прекрасно развита зрительная память.
То, какая рука будет доминирующей, окончательно определяется к 5 годам, а до этого возраста необходимо, внимательно наблюдая за леворуким ребенком, выработать тактику его моторного (двигательного) воспитания.
На ранних стадиях развития ребенка обе руки действуют вместе, и только к полутора годам одна рука становится более активной по сравнению с другой. Учитывая, что наша жизнь протекает в «праворуком» мире, родители должны помогать ребенку в играх равномерно развивать тонкие движения пальцев обеих их рук и подвигать его на то, чтобы он все делал двумя руками.
Совершенно недопустимо насильственно переучивать левшу в правшу, поскольку это обычно приводит к выраженным невротическим расстройствам.
Однако существуют и вполне приемлемые способы такого переучивания Так, для торможения движений левой руки можно организовать различные игры, проводя их в спокойной, доброжелательной атмосфере, избегая излишней категоричности и сильного нажима на ребенка. В подобных играх, а их можно придумать очень много, резкое преобладание функций одной руки рекомендуется тормозить без развития нежелательных невротических явлений.
Плавание, гимнастика, спортивные игры и другие виды спорта способствуй ют более совершенному развитию всех двигательных функций растущего организма.
В семье должна сохраняться спокойная, доброжелательная атмосфера. Нельзя обсуждать ребенка в его присутствии, фиксировать внимание на этой особенности.
Если, несмотря на осторожные попытки научить ребенка пользоваться преимущественно правой рукой, он остается упорным левшой, то от переучивания необходимо отказаться. Оно принесет только вред.
Для развития левши необходимо создать все условия, чтобы ему было удобно жить в нашем «праворуком» мире. И обязательно следует предупредить в детском саду, в школе, что он левша.
Рабочее место леворукого ребенка должно быть организовано таким образом чтобы свет падал с правой стороны.
Ребенку-левше, имеющему признаки «зеркального» мышления, при подготовке к школе, учебных занятиях в детском саду и т.п. предлагается писать буквы и слова по заранее приготовленным трафаретам. Левая сторона листа помечается цветным карандашом: ребенку объясняют, что именно здесь начинается строка. Не следует предъявлять завышенных требований к почерку леворуких детей (допустимы вертикальное написание или их наклон влево).
При обучении такому ребенку предлагают самому избрать тот способ письма, который ему более удобен и позволяет справляться с учебными заданиями.
Нарушение речи
Нарушения речи — группа врожденных и приобретенных расстройств, в основе которых лежат изменения нормального темпа и ритма речи, задержка ее развития, а также дефекты звукопроизношения.
Причинами врожденных расстройств речи могут быть:
- глухота или тугоухость,
- частичный или полный паралич мышц, принимающих участие в произнесении звуков,
- поражение головного мозга,
- умственная отсталость,
- анатомические дефекты языка, мягкого нёба, челюстей, гортани и др.
Приобретенные расстройства речи – обычно последствия травм и различных заболеваний.
Очень важным подготовительным этапом развития речи являются мелкие движения пальцев рук, совершенствование координации и управления движениями. Эти навыки можно развивать во время игр с детьми и физических упражнений.
Одной из самых распространенных форм нарушения речи являются трудности с произношением звука «р». Основные причины: короткая уздечка языка или слишком широкое нёбо, сниженный тонус мышц языка. Но надо учитывать, что дети начинают произносить звук «р» гораздо позже, чем другие звуки. Поэтому до 4 лет не надо спешить ставить этот звук, скорее всего, он появится сам. Родители должны лишь чаще показывать ребенку, как правильно произносить этот звук.
С этой целью можно ежедневно использовать следующие упражнения:
- удерживать широкий язык на нижней губе 10-15 секунд — упражнение «лопаточка»;
- поднимать широкий язык и облизывать верхнюю губу движением сверху вниз — упражнение «вкусное варенье»;
- удерживать широкий язык за верхними зубами;
- цокать, прищелкивая языком, то быстро, то медленно — упражнение «лошадки».
Отсутствие «р» может быть обусловлено также слабостью выдоха и недостаточной вибрацией языка. Для исправления этого недостатка надо делать с ребенком дыхательную гимнастику: дуть на кусочки ватки, бумажные полоски, надувать шарики, резиновые игрушки. Затем с помощью специальных упражнений переходят к постановке звука «р», закрепляя его последовательно в слогах, словах и предложениях.
Особое место среди нарушений речи занимает заикание. В детстве в той или иной мере заикаются около 25% людей. Заикание, или нарушение плавной речи, сопровождающееся повторами или задержкой звуков, может усиливаться в разное время года, суток; оно зависит от самочувствия и настроения ребенка. Заикание чаще встречается у мальчиков, у жителей городов, у скрытых или переученных левшей, а также у детей, которые перенесли родовую травму, рано и быстро начали говорить.
Лечение заикания – процесс длительный, он требует такта, внимания, заботы со стороны окружающих.
Профилактика расстройств речи сводится к раннему выявлению причин, лежащих в их основе, и правильному речевому воспитанию. С ребенком надо много разговаривать, показывать ему яркие картинки, объяснять, что на них нарисовано, чаще задавать вопросы, мягко, но настойчиво добиваться, чтобы он ответил. Общаясь с малышом, только начинающим говорить, надо избегать длинных фраз, выделять главные слова и произносить их громко и отчетливо. Очень хорошие результаты в речевом развитии ребенка дают «традиционные» беседы с младенцем.
Есть несколько простых советов для родителей:
- Энергично оздоравливайте ребенка, предупреждайте его переутомление, организуйте для него постоянный режим дня. Ребенок должен полноценно отдыхать, много времени проводить на свежем воздухе.
- Исключите все психотравмирующие ситуации, в том числе проявления нервозности не только в общении с ребенком, но и между окружающими его взрослыми.
- Запомните ситуации, в которых малыш напрягается, волнуется, а его речь становится запинающейся, отрывистой, и постарайтесь их избегать.
Родители должны хорошо усвоить простое правило: малыш будет говорить так, как говорят вокруг него. От взрослых зависит, станет ли их ребенок говорить ясно и красиво или примитивно и грубо. В семье следует обращать внимание на все формы языкового общения; надо избавиться от мелькающих в речи слов-паразитов, ненужных повторов, незаконченных фраз, грубых словечек и т.п.
Следует также обратить внимание на то, как с ребенком обращается няня или гувернантка. Нередко неверные обороты речи могут исходить от них. Кроме того, неадекватное отношение няни к ребенку, грубость, применение физической силы могут стать причиной тяжелой психической травмы малыша.
Родители должны помнить: при появлении у малыша дефектов речи необходимо проконсультироваться с логопедом и педиатром. Возможно, специалист назначит особые занятия или посоветует определить малыша в логопедический детский сад.
Хорошо известно, что ежедневные физические упражнения укрепляют организм ребенка и повышают сопротивляемость различным заболеваниям, а также предупреждают нарушения осанки и деформации скелета. Физически крепкие дети болеют сравнительно реже и переносят заболевания значительно легче. Но не все родители знают, что правильно организованное физическое воспитание уже в дошкольном возрасте способствует развитию логического мышления, памяти, инициативы, воображения и самостоятельности.
Физические упражнения и подвижные игры воспитывают внимание и наблюдательность, дисциплину, умение владеть своими чувствами и движениями, следовательно, развивают волю и вырабатывают характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.
Дети, не занимающиеся физическими упражнениями, как правило, отстают в росте и развитии. Но двигательная активность ребенка раннего и дошкольного возраста не должна быть чрезмерной. Следует избегать длительных и интенсивных нагрузок, поскольку это связано с большими затратами энергии. В этом возрасте значительная часть энергетических ресурсов организма необходима для пластических процессов, то есть для роста и развития. Поэтому чрезмерно интенсивная физическая нагрузка может привести к дисгармонии в росте и развитии различных органов и систем.
От года до трех лет особенностями двигательного поведения являются становление ходьбы, улучшение координации движений. Ребенок осваивает не только ходьбу, но и бег, способность к лазанию, бросанию предметов. Частота локомоций (движений) в этом возрасте выше, чем у более старших детей и взрослых.
Ходьба в раннем возрасте еще более несовершенна, чем бег. Несовершенство координации приводит к необходимости увеличивать площадь опоры — широко расставлять ноги. Во время ходьбы у ребенка возникают двигательные реакции рук, направленные на сохранение равновесия. Многие дети инстинктивно широко разводят руки и выносят их несколько вперед для того, чтобы перенести центр тяжести своего тела.
Часть двигательных реакций, освоенных ранее, сохраняется и после того, как ребенок начинает ходить и бегать. Дети предпочитают с помощью рук перелезать через определенные преграды, взбираться на диван или кресло. Лазанье, несомненно, способствует развитию скелетной мускулатуры ребенка, улучшает координацию движений. Двигательный стереотип лазанья преобразуется из ползания, являясь его прямым продолжением. Таким образом, у ребенка существует определенная последовательность развития движений — от ползания к лазанью и к ходьбе.
От года до трех лет
Примерный комплекс упражнений
- Ходьба по дорожке
- Подбрасывание мяча
- Пролезание в обруч
- Катание мяча
- Перешагивание через палку
- Сгибание-разгибание туловища
- Залезание на диван
- Бросание мяча
- Хлопки
На четвертом году жизни ребенок должен полностью овладеть навыками ходьбы. Дети обучаются езде на велосипеде, снегокате, а также упражнениям на тренажерах. Детям этого возраста рекомендуются подвижные игры, а также бросание, ловля, метание на дальность и в цель разных по форме легких предметов.
На пятом году жизни необходимо совершенствовать двигательные навыки в ходьбе и беге, в выполнении движений с предметами, лазанье по гимнастической лесенке.
Для развития локомоции бега применяют различные упражнения: изменение ритма бега (ускорение и замедление), бег с препятствиями.
Для развития координации полезно сочетание постепенно усложняемых движений рук и ног, простые танцевальные упражнения. Целесообразны чередование ходьбы и бега в различных сочетаниях, прыжки со скакалкой; для развития равновесия — ходьба по скамейке или бревну. Нагрузки следует чередовать с отдыхом.
В шесть-семь лет задачами физической культуры становятся совершенствование различных движений, формирование осанки. Ребенок уже обычно хорошо ездит на велосипеде, зимой начинает кататься на коньках, лыжах. Очень полезно учить ребенка плавать. Ребенок, которого с самого раннего детства приобщали к физкультуре, приходит в школу более крепким и собранным.
Мяч
Мяч — самое простое, универсальное пособие для игр и занятий. В число общеразвивающих упражнений входят, например, поднимание мяча вверх, опускание вниз, приседание с мячом, прокатывание его, бросок мяча вперед от груди, бросок из-за головы и др. Детям всегда нравятся разнообразные игры и упражнения с мячами. Бег трусцой, бег низкой интенсивности, продолжительное выполнение подскоков и прыжков -вот доступные ребенку упражнения, повышающие общую выносливость.
Лучше всего, конечно, заниматься с ребенком на воздухе, но можно найти для этого место и в комнате, используя в качестве спортивных снарядов самые простые предметы домашнего обихода. Можно предложить ребенку, например, пройти по нарисованной прямой, по скамейкам различной ширины и высоты, по разложенному на полу шпагату с перешагиванием при этом через какие-либо лежащие на нем предметы.
Родителям следует помнить, что физическую нагрузку ребенка надо дозировать, в соответствии с его возрастом, с стоянием здоровья и уровнем функциональной подготовленности.
Физические упражнения и игры в основном располагаются в порядке возрастающей трудности. В каждое занятие с ребенком раннего возраста следует вводить 2~3 упражнения для рук, для туловища и для ног. Вначале упражнения выполняются без предметов, а затем включаются упражнения с мячом, палкой, скакалкой и, наконец, — упражнения на снарядах.
Для детей дошкольного возраста в занятия включаются не только упражнения с мячом и палкой, но и с такими предметами, как веревка, обруч, длинная и короткая скакалки, а также разнообразные упражнения на скамейке, лестнице.
Общая продолжительность занятия для детей раннего возраста составляет от 10 до 20 минут, а для детей дошкольного возраста — 20—30 минут. Для предупреждения утомления нужно чаще менять исходные положения (сидя, стоя, лежа) и движения, а также чередовать их с паузами отдыха.
При систематических занятиях физкультурой совершенствуются деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, и центральной нервной систем, укрепляется психическая сфера ребенка.
Режим и питание ребенка
Важным правилом всей жизни ребенка должен стать правильный режим дня. Лучше всего, если ребенок встает в 7.30 утра. Конечно, ритм семьи, начало работы детского дошкольного учреждения могут внести необходимые поправки.
Днем малыши должны спать один раз, течение 1,5-2,5 часов. Хорошо, если дневной сон удается сохранить на весь дошкольный период. Если же ребенок категорически отказывается от дневного сна, то надо отводить час – два для тихих игр, рассматривания картинок и т.п. это позволит малышу отдохнуть.
Кормить ребенка следует четыре-пять раз в день с интервалами в 3-4 часа. Завтракать ребенок должен не позднее чем через час после подъема, а ужинать — за 1,5-2 часа до ночного сна.
Подготовить ребенка ко сну — прекратить шумные игры, умыть и т.д. — надо заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель. С мая по август ребенка можно укладывать немного позже, соответственно продлевая дневной сон.
Примерный режим для детей раннего и дошкольного возраста
Возраст | |||
2-3 года | 4-5 лет | 6-7 лет | |
Подъем, туалет | 7.00 — 7.30 | ||
Игры, гимнастика | 7.30 — 8.00 | ||
Завтрак | 8.30 — 9.00 | ||
Игры, занятия | 9.00 — 9.30 | 9.00 — 10.00 | 9.00 — 11.00 |
Прогулка | 9.30 — 11.30 | 10.00 — 12.00 | 11.00 — 13.00 |
Обед | 11.30 — 12.30 | 12.00 — 13.00 | 13.00 — 14.00 |
Сон | 12.30 — 15.00 | 13.00 — 15.00 | 14.00 — 15.30 |
Подъем, туалет | 15.00 — 15.30 | 15.30 — 16.00 | |
Полдник | 15.30 — 16.00 | 16.00 — 16.30 | |
Игры | 16.00 — 16.30 | 16.30 — 17.00 | |
Прогулка | 16.30 — 18.00 | 17.00 — 18.00 | |
Ужин | 18.00 — 18.45 | ||
Игры | 18.45 — 20.00 | ||
Туалет | 20.00 — 20.30 | ||
Сон | 20.30 |
Питание ребенка от года до трех лет
Прежде всего нужно выделить особенности питания детей второго года жизни. Можно ли смело переводить ребенка, которому уже исполнился год, на «общий» стол? Какие важные особенности появляются в его питании на втором году жизни?
К этому возрасту у большинства малышей уже прорезывается достаточно зубов, чтобы измельчать пищу тщательнее, чем раньше. Формируется индивидуальный стереотип «пищевого поведения». Дети начинают предъявлять требования к внешнему виду пищи: она должна быть аппетитной, привлекательной и разнообразной.
Тарелки, миски, чашки лучше не наполнять доверху едой или питьем, чтобы ребенку было удобнее.
Ребенок второго года жизни пытается имитировать действия взрослых, поэтому он хочет самостоятельно управляться с ложкой, вилкой, чашкой. Это желание надо поощрять.
Готовим сами
Если на первом году жизни ребенка его питании рекомендовано широко использовать готовые продукты, выпускаемые промышленностью (растворимые каши, консервированные овощные и фруктовые пюре), то теперь постепенно можно начинать готовить пищу самим, не забывая об особенностях кулинарии для детей. Каши и овощи надо тщательно разваривать на слабом огне не менее 25-30 минут. Детям раннего возраста нельзя давать блюда, приготовленные накануне, поэтому, если мама хочет готовить сама, то ей придется позаботиться о том, чтобы малыш всегда был обеспечен свежеприготовленной едой.
Молоко – основа рациона
На долю молока и молочных продуктов для ребенка в возрасте от одного до трех лет приходится 500-550 мл (или граммов) в сутки. Малыш не должен в обязательном порядке два-три раза в день пить цельное коровье молоко, ему необходимы и другие молочные продукты: кефир, йогурт, а также творог, сыр, сметана. Вместо цельного коровьего молока малышу можно предложить витаминизированные молочные напитки.
Еда на каждый день
На втором году жизни мясо, рыба или птица ежедневно должны присутствовать в рационе малыша как основные источники животного белка. Лучше всего употреблять постные говядину или свинину, телятину, нежирную рыбу (судак, хек, треска). Из мяса птицы лучше ограничиться курицей и индейкой, используя не окорока, а так называемое «белое мясо» (грудку).
Жареное мясо нежелательно давать детям до трех лет, хотя иногда допустимо поверхностное обжаривание паровых котлет или тефтелей. Начиная со второго года жизни, можно 1-2 раза в неделю давать колбасу. Маленьким детям разрешается давать не копченую, а только высококачественную вареную колбасу, например «Докторскую». Кроме того, можно с той же периодичностью давать сосиски.
Избегать следует копченых сосисок, а также сарделек и шпикачек. Такие продукты, как сало, ветчина, бекон, а также любые разновидности деликатесных мясных блюд на втором году противопоказаны! Не рекомендуются икра и морепродукты.
На смену яичному желтку, сваренному вкрутую, приходят сначала омлет (паровой), приготовленный из желтков, затем — омлет из цельного яйца (примерно к полутора годам) и, наконец, вареные вкрутую или «в мешочек» яйца (примерно с двух лет). В день ребенку полагается одна половинка яйца.
Постепенно расширяясь, ассортимент мясных блюд в питании ребенка старше года начинает напоминать таковой у взрослых -теперь малыш может есть не только мясное пюре, но и мясо в виде маленьких кусочков, фрикаделек, котлет, тефтелей. Необходимо только, чтобы все это было сварено или приготовлено на пару.
Продукты на зерновой основе
Зерновые продукты — это не только хлеб, но и каши, печенье, а также кукурузные хлопья, мюсли и макаронные изделия.
Хлеб принято давать детям вместе с основными блюдами — супом, овощным пюре, мясом, а печенье — во время полдника. Желательно, чтобы в рацион ребенка входил и ржаной, и пшеничный хлеб (черного хлеба в день потребуется около 15~20 граммов, а белого — примерно в 3 раза больше). Очень полезны детям любого возраста цельнозерновые сорта хлеба.
Макаронные изделия можно давать вместо картофельного или овощного пюре один-два раза в неделю.
Большинство детей очень любят макароны, а родителям следует знать, что, вопреки общепринятому мнению, макаронные изделия, изготовленные из твердых сортов пшеницы, совсем не обязательно приводят к излишней полноте.
Жиры
Количество сливочного масла, необходимого ребенку 1-3 лет, составляет 15-20 г в день, а растительного масло (подсолнечного, кукурузного или оливкового) — около 5—7 г в день.
Не рекомендуется использовать в питании детей раннего возраста маргарины и так называемое «бутербродное масло».
Фрукты, ягоды и овощи
Кроме уже привычных для малыша груш, яблок, бананов, слив, фруктовый ассортимент в этот период жизни расширяется за счет апельсинов, абрикосов, персиков, киви, клубники, лимонов. Необходимо проявлять осторожность при введении в рацион цитрусовых и тропических плодов (мандарины, апельсины, ананасы и др.) или ягод (клубника, земляника) из-за возможного развития аллергических реакций. Зато смело можно давать ребенку такие ягоды, как вишня, смородина (всех цветов), спелый крыжовник, клюква, ежевика, малина и брусника.
Среди овощей особое место занимает картофель, который используется для приготовления пюре и входит в состав супов, салатов, смешанных овощных пюре. Овощное меню можно расширять за счет свеклы, редиса и репы. Включать в питание малыша зеленый горошек, фасоль и другие виды бобовых культур нужно с осторожностью. Лучше всего, если они будут входить в состав блюд лишь в хорошо проваренном, тщательно измельченном или протертом виде.
Ребенку примерно до полутора лет все овощи лучше давать в отварном виде. После этого возраста малыш может есть салаты из свежих овощей. С конца первого года можно добавлять в разные блюда укроп, петрушку, а затем использовать листовой салат, зеленый лук.
Что на сладкое?
Ребенок в возрасте от года до трех лет может получать 30-40 граммов сахара в день. Можно использовать заменитель сахара (фруктозу). В таких кондитерских изделиях, как печенье, выпечка из сдобного теста, варенье и т.п., тоже содержится немало сахара, и это надо иметь в виду.
С учетом индивидуальной переносимости, малышу можно давать пастилу, мармелад, джем, мед, повидло. Торты, пирожные и жирное печенье, а также шоколадные конфеты в этом возрасте давать еще рано.
Напитки
Основные напитки для детей раннего возраста — это соки с маркировкой «для детского питания». Соки могут быть фруктовыми, ягодными, овощными (яблочный, морковный, грушевый, вишневый, апельсиновый, банановый, морковный, томатный), с мякотью и без мякоти, монокомпонентные и смешанные.
Чай (натуральный, без вкусовых добавок и слабозаваренный) можно давать во время еды.
В этом возрасте надо избегать любых газированных напитков (даже слабогазированной минеральной воды).
Сколько пищи необходимо ребенку
Это — частый вопрос, который задают родители, опасаясь, что ребенок может остаться голодным. До полутора лет ребенку в день требуется около 1 000-1200 г пищи, а к 3 годам — уже1400 г(не считая жидкости).
Что касается потребления жидкости, то малыш в возрасте от 1 до 3 лет может выпивать за день до 150-200 мл сока (компота, морса), до 300 мл молока (кефира) или 300 мл чая.
Соли в чистом виде требуется в день не более 1-2 г.
Второй год жизни стремительно приближает малыша к так называемому «общему» столу, хотя от деликатесных продуктов пока придется воздержаться.
Рекомендуемые объемы порций для ребенка от 1 до 3 лет
Завтрак | Полдник | ||
Каша или овощное меню | 150 г | Молоко (кефир, йогурт) | 150 мг |
Хлеб | 15 г | Печенье | 1 шт |
Сливочное масло | 5 г | Фрукты | 100 г |
Сыр | 10 г | Ужин | |
Чай, сок или молоко | 150 мл | Салат | 50 г |
Обед | Мясо (рыба) | 60 г | |
Салат | 50 г | Гарнир | 100 г |
Суп | 150 мл | Чай | 150 мл |
Мясо (рыба) | 70 г | На ночь | |
Гарнир (овощи, каши, макаронные изделия) | 150 мг | ||
Компот или сок | 100 мл | Кефир (молоко) | 150 мл |
Питание для детей от трех до семи лет
Ребенок в этом возрасте продолжает интенсивно развиваться. Он чрезвычайно много двигается, тратит массу энергии, а единственным источником энергии для него является пища. Вместе со всеми проявлениями самостоятельности у ребенка появляются свои требования к еде: что-то он не любит и отказывается есть, а что-то ему нравится, и он настойчиво требует именно это блюдо.
Но родители должны помнить: если начать полностью следовать пожеланиям и пищевым предпочтениям ребенка, вряд ли удастся обеспечить его полноценным и сбалансированным питанием.
Продукты питания для детей можно условно разделить на «ежедневные» и «не на каждый день». Например, молоко, мясо, хлеб, овощи, фрукты, масло и сахар ребенок должен получать ежедневно, а употребление таких продуктов, как яйца, рыба, сыр и творог, можно ограничить до 2-3 раз в неделю.
Блюда для завтрака, обеда и ужина
Блюда для завтрака — это молочные каши из различных круп (овсяная, рисовая, гречневая, пшенная, манная и т.д.) с добавлением свежих и сушеных овощей и фруктов (каши с морковью и тыквой, а также с яблоками, черносливом, изюмом, ягодами), всевозможные блюда из овощей (от картофельного пюре до голубцов), макаронные изделия (с маслом, мясом, сыром и т.д.).
Кроме перечисленных продуктов, дошкольникам можно давать на завтрак мюсли, корнфлекс или пшеничные хлопья с молоком (не путать с чипсами!).
Те блюда, что хороши на завтрак, вполне подойдут и для ужина.
Другое дело — обед, который в нашей стране обычно состоит из трех блюд.
В число первых блюд входят самые разные супы (рыбный, картофельный, рассольник, молочный, фруктовый, борщ, щи и др.) и бульоны (говяжий, куриный).
На второе можно выбрать мясные блюда: вареное, тушеное или (реже) жареное мясо (говядина, курица, индейка, свинина, мясо кролика). Все эти виды мяса можно дать ребенку в виде котлет, тефтелей, рулета, пюре, а также зраз, рагу или парового суфле.
Могут быть предложены также рыбные блюда в отварном, жареном или запеченном виде.
Гарнир к мясу, птице и рыбе может состоять из различных овощей, картофельного пюре, отварного (или жареного) картофеля, макаронных изделий, зеленого горошка, морковного или свекольного пюре, тушеной моркови, рассыпчатой каши из круп.
В качестве закуски можно предложить салат из свежих овощей (белокочанная и цветная капуста, морковь, зеленый салат, помидоры, огурцы, укроп, лук, петрушка, редис) или смешанные салаты — из овощей, фруктов и ягод. В качестве дополнительных составляющих вполне подойдут соленые огурцы и квашеная капуста, клюква, лимон, яйца, изюм, орехи и чернослив. Для заправки лучше всего взять растительное масло, сметану или несладкий йогурт.
Ассортимент продуктов для третьих блюд: свежие фрукты или ягоды, а также натуральные и консервированные соки, морсы, кисели и компоты (из свежих и сушеных фруктов).
Желательно избегать повторения одних и тех же блюд в течение дня, не следует давать ребенку, например, два мучных или два крупяных блюда. Разнообразие в меню, как и привлекательная сервировка стола (красочная детская посуда, удобные ложка и вилка, салфетка с изображением сказочного персонажа), повысят аппетит у вашего малыша.
Когда лучше кормить ребенка
В какое время дня лучше всего предложить ребенку дошкольного возраста позавтракать, пообедать или поужинать? Фиксированный режим питания способствует появлению аппетита в конкретное время дня, что необходимо для лучшей выработки пищеварительных соков и полноценного усвоения еды. Поэтому в возрасте трех-семи лет ребенку важно обеспечить сравнительно строгое соблюдение режима питания. Желательно, чтобы он садился за стол не мене четырех раз в день.
При этом суточный объем пищи распределяют таким образом, чтобы на завтрак и ужин пришлось примерно по 25%, на обед — 35-40%, а на полдник -10—15% от общего объема.
Завтрак лучше всего давать примерно в 8-9 часов утра, тогда время обеда придется на 12-13 часов, полдника — на 16-17, а ужина — на 18-19 часов.
Если ребенок ест в другое время, все равно необходимо следить за соблюдением интервалов между едой (примерно по 3,5 часа), которые обеспечат полноценное переваривание пищи. Помните, что неупорядоченное питание ребенка ведет к расстройствам аппетита и пищеварения.
Рекомендуемые объемы порций для ребенка от 3 до 7 лет
Завтрак | |
Каша или овощное блюдо | 200 г |
Хлеб | 20 г |
Сливочное масло | 5 г |
Сыр | 15 г |
Чай, сок или молоко | 20 мл |
Обед | |
Салат | 60 г |
Суп | 200 мл |
Мясо (рыба, птица) | 90 г |
Гарнир (Овощи, крупяные блюда, макаронные изделия) | 130 г |
Компот или сок | 150 мл |
Полдник | |
Молоко (кефир, йогурт) | 200 мл |
Печенье | 1-2 шт |
Фрукты | 150 г |
Ужин | |
Салат | 60 г |
Мясо (рыба, птица) | 80 г |
Гарнир (Овощи, крупяные блюда, макаронные изделия) | 150 г |
Чай | 200 мл |
На ночь | |
Кефир (молоко) | 200 мл |
Как приготовить пищу
В детской кулинарии нет сложных рецептов. Ее особенности сводятся к отказу от таких острых и сильных вкусовых приправ и добавок, какими являются хрен, жгучий перец, горчица, аджика, кетчуп, майонез и многочисленные разновидности соусов для салатов. В умеренных количествах можно, использовать лук и чеснок. Улучшить вкус и привлекательность блюд можно, используя свежие фрукты, ягоды, овощи, зелень, добавляя клюквенный или лимонный соки. Однако необходимо помнить, что некоторые продукты могут вызвать у малыша аллергию.
Детям нужно давать мягкие части мяса (без сухожилий), рыбу без костей, а колбасу — без твердой оболочки. Жирного мяса следует избегать. Нельзя использовать в качестве питья сырую (некипяченую) воду.
Хотя для детей в возрасте 3-7 лет можно эпизодически готовить жареные блюда, предпочтение отдается варке, тушению и запеканию в духовке. Микроволновыми печами можно пользоваться только для разогревания, но не для приготовления пищи.
Учтите, что излишне продолжительная тепловая обработка приводит не только к ухудшению вкуса, но и к снижению пищевой ценности продуктов.
Длительность тепловой обработки некоторых продуктов для дошкольников несколько отличается от обычно практикуемой для взрослых. В частности, мясо обычно варят не менее 1-1,5 часов, рыбу — 15-20 минут. При варке картофеля, капусты и моркови можно ограничиться 20-25 минутами, а свеклу придется варить около часа.
Если ребенок ходит в детский сад
Многие дети дошкольного возраста посещают детские сады, где им обычно предлагается трех-четырехразовое питание, дома эти малыши только ужинают.
Чрезвычайно важно максимально согласовать домашнее питание с тем, которое ребенок получает в детском саду (где меню обычно представлено для ознакомления). Это означает, что дома малыша следует кормить теми продуктами, которые в саду в этот день в рацион не вошли (например, если в саду на завтрак была гречневая каша, не стоит давать ее на ужин дома).
Многие родители предпочитают кормить ребенка домашним завтраком перед посещением дошкольного учреждения. Этого лучше не делать. Можно утром (не менее чем за полчаса до начала завтрака в детском саду) дать малышу банан, яблоко или же предложить ему немного кефира, йогурт или фруктовый творожок.
Торжество редко обходится без праздничного стола. Но далеко не все блюда можно предлагать маленькому ребенку, который, скорее всего, готов попробовать все вкусненькое и «взрослое». Будет лучше, если родители, зная о том, что за праздничным столом окажется дошкольник, заранее позаботятся о приготовлении специально для него детских блюд.
При этом нужно учитывать возраст ребенка и его предпочтения в еде. Вряд ли малыш за праздничным столом согласится на «питательную» кашу, которую и без того ест чуть ли не каждый день.
Детская пища, приготовленная (или купленная в готовом виде) к празднику, не должна быть особенно сладкой, жирной или чрезмерно калорийной. Лучше, если она будет необычно и красиво оформлена. Ребенку понравятся всевозможные салаты, приготовленные с использованием овощей, фруктов и ягод, а также пирожки и другие изделия из теста. Вполне подойдут фруктовый или фруктово-ягодный кисель, а также пудинги и запеканки.
К сожалению, многие взрослые считают допустимым предложить ребенку «всего несколько капель» или «один глоточек» шампанского, сухого вина, пива или домашней наливки. Этого делать нельзя!
Детский сад
Поступление ребенка в детский сад сопряжено с большими психологическими трудностями, связанными с переходом из знакомой и обычной семейной обстановки в среду дошкольного учреждения. Здесь все оказывается новым, непривычным, а иногда даже пугающим: необычный интерьер, встреча с незнакомыми детьми и взрослыми, непривычно большое число сверстников, новые формы общения, коллективные игры и занятия, сон в общей со всеми комнате. Дети по-разному переносят трудности, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению.
Для облегчения адаптации ребенка к детскому саду надо заблаговременно подготовить его к этому нелегкому этапу жизни.
- Начать следует с самого главного — с оздоровления. Необходимо сделать все положенные ребенку в этом возрасте профилактические прививки не позднее, чем за месяц до поступления в детский сад. Очень важен предшествующий режим: закаленный, физически крепкий ребенок будет значительно реже болеть в новых условиях.
- Заранее следует приблизить весь домашний режим ребенка к распорядку детского сада: ранний подъем, утренняя гимнастика, завтрак, обед и полдник в те же часы, что и в детском саду и т.п.
- В детский сад дети должны поступать, имея навыки самообслуживания: самостоятельно ходить в туалет или пользоваться горшком, чистить зубы, одеваться и раздеваться (взрослые могут только помогать), пользоваться столовыми приборами и салфеткой, пить из чашки и т.п. Эти навыки только на первый взгляд представляются элементарными, в действительности их надо долго и терпеливо прививать ребенку.
- Кроме того, необходимо своевременно развивать у ребенка чувство коллективизма, умение ладить с другими детьми, послушание.
- Перед поступлением в детский сад родители должны познакомиться с педагогами и воспитателями этого учреждения, прийти туда с ребенком. Он должен почувствовать, что родители выражают полное доверие и симпатию к этим новым для него людям. В течение нескольких дней можно приводить ребенка в детский сад на короткое время, постепенно «переключая» его на воспитателя.
- В детский сад целесообразно отдавать ребенка в первые осенние месяцы, когда дети много времени проводят на свежем воздухе.
О том, что период адаптации ребенка к детскому саду закончился успешно, родители узнают по его поведению: у него хорошее настроение, он редко капризничает и спокойно ложится спать. Его можно оставить одного, за ним не нужно постоянно присматривать, у него появляются новые друзья, с которыми он охотно играет.
Когда ребенок привыкает к детскому саду, у него начинается интересная жизнь. В детском дошкольном учреждении он получит много нового и полезного. Педагоги утверждают, что дети, выросшие в саду, легче устанавливают разнообразные контакты в обществе, чем их сверстники, которые воспитывались в домашних условиях.
Подготовка к школе
Ответственным этапом жизни ребенка является подготовка к школе. В этот период родители должны больше заниматься с ребенком, стремясь показать, что они хорошо понимают все проблемы, возникающие перед ним. Не следует делать акцент на временных неудачах, оказывать слишком сильное давление на ребенка. Необходимо обратить особое внимание на организацию дня будущего школьника.
Начинать подготовку к школе следует не позже чем в пять лет. Будущего школьника надо приучать к усидчивости умению работать не отвлекаясь, сначала по 10-15, а затем 15-20 минут.
Желательно оборудовать будущему ученику постоянное место для занятий. Лучше всего заранее приобрести для этого рабочий стол. Надо приучить ребенка убирать на место тетради и книжки, поддерживая в учебном уголке порядок и чистоту. Следует чаще заниматься с ребенком, играть с ним «в школу». Такая игра является хорошей психологической подготовкой к различным школьным ситуациям.
Особое внимание необходимо обратить на развитие тонких координированных движений, ведь ребенку предстоит учиться писать, а это большая и серьезная нагрузка. Прекрасно развивают мелкие мышцы кисти рисование, лепка из пластилина, конструирование, изготовление различных подделок.
Во время домашних заданий на первых порах подготовки к школе не надо заставлять будущего первоклассника писать непрерывно более трех минут, через 2-3 минуты нужно устраивать перерыв для физических упражнений.
Во время занятий важно побуждать к пересказу небольших понятных текстов, заучивать песни, стихи, сказки. Необходимо не только развивать у ребенка навыки устной речи, но и побуждать его к анализу и обобщению увиденного и услышанного. Без этого малышу будет трудно освоить навыки беглого чтения и грамотного письма.
Важно создать у ребенка положительное отношение к предстоящей учебе в школе, ни в коем случае не пугать его «строгим учителем».
Знакомство с книгой
Четырех-пятилетний ребенок часто задает вопрос: «Что это значит?», указывая при этом пальцем на какое-то слово в книжке. И тогда у родителей возникает вопрос: «Может ли он уже читать?» Когда же ребенок может выучить алфавит и научиться складывать буквы в слова? Ученые пришли к выводу, что, в основном, дети могут начать читать в возрасте от 6 до 7 лет. Конечно, это достаточно индивидуально, некоторые малыши могут овладеть чтением и в пять лет, и в четыре года, а другие — только в восемь.
Книга входит в круг обязательных предметов, с которыми знакомится дошкольник. Поэтому родители должны быть знакомы с основными гигиеническими требованиями, предъявляемыми к современной детской книге. Для детей, которые учатся читать, рекомендуются книги с крупным шрифтом. Дошкольникам свойственно конкретное восприятие окружающего мира, поэтому ребенок воспринимает букву как новый образ, рисунок. Большие размеры буквы дают возможность малышу разглядывать ее и воспринимать все характерные для нее элементы.
Игры и игрушки
В жизни каждого ребенка огромное место занимают игры и игрушки. Они для него не только развлечение и забава. Игры помогают ему узнавать мир, учат общению, развивают речь, движения, чувство цвета и формы.
Детям необходимы совместные игры со взрослыми. Дошкольники очень любят играть с бабушками и дедушками. Это происходит не только потому, что они не так строги, как мамы папы, но и потому, что люди старшего возраста обычно сами получают большое удовольствие от игр с детьми, что создает общий игровой настрой и способствует лучшему взаимопониманию. Играя с ребенком, взрослые лучше узнают и понимают его, устанавливают близкие, доверительные отношения, зачастую преодолевают конфликты и напряженность. Изучая особенности поведения своего ребенка в игре и умея играть с ним, родителям нетрудно «обыграть» при необходимости какие-то ситуации в жизни ребенка, придумать собственные игровые приемы для обучения и воспитания.
Важно приучать малыша через игру к творческому отношению к делу, работе.
Требования к игрушкам для ребенка первых лет жизни.
- Игрушка не должна иметь мелких деталей. Которые ребенок может проглотить или засунуть в нос или ухо. Размеры кубиков, шариков и других мелких игрушек не должны быть меньше4 см.
- У игрушки не должно быть острых углов и шероховатостей, которые могут поранить малыша.
- Нельзя покупать игрушки с длинными шнурами (более20 см) либо их нужно сразу отрезать.
- Если ребенок любит кидать различные предметы, лучше выбрать мягкие или резиновые игрушки.
- Распаковав игрушку, надо сразу выбросить упаковку, чтобы ребенок не играл с ней.
- Детские игрушки должны иметь гигиенический сертификат, — означает, что материалы и краски, использованные при изготовлении игрушки, безопасны для ребенка.
- Детские игрушки должны служить определенным педагогическим целям: способствовать развитию творческих задатков, воображения, мышления, внимания.
- Детские игрушки должны обучать ребенка приемам конструирования, знакомить с цветом, формой.
- Родителям надо самим участвовать в детских играх. Психологи советуют не только покупать детям игрушки, но и делать их вместе с ними.
P.S.:
Средние показатели увеличения массы тела и длины тела у детей первого года жизни
Возраст, мес. |
Рост |
Вес |
||||
Средняя прибавка длины тела за 1 мес., см |
Средние показатели роста девочек, см |
Средние показатели роста мальчиков, см |
Средняя прибавка массы тела за 1 мес., кг |
Средние показатели массы тела девочек, кг |
Средние показатели массы тела мальчиков, кг |
|
1 |
3,0 |
51,4-55,6 |
52,2-56,9 |
0,60 |
3,6-4,7 |
3,7-5,0 |
2 |
3,0 |
54,8-59,1 |
55,2-60,2 |
0,80 |
4,5-5,6 |
4,5-6,1 |
3 |
2,5 |
58,2-62,3 |
58,9-63,7 |
0,80 |
5,5-6,7 |
5,5-7,0 |
4 |
2,5 |
59,7-64,6 |
61,1-66,5 |
0,75 |
5,8-7,4 |
6,1-7,6 |
5 |
2,0 |
61,5-66,5 |
64,9-68,9 |
0,70 |
6,4-8,4 |
7,0-8,6 |
6 |
2,0 |
64,2-69,0 |
65,7-70,2 |
0,65 |
7,1-8,9 |
8,0-9,6 |
7 |
2,0 |
64,8-70,1 |
67,0-72,2 |
0,60 |
7,3-9,2 |
7,8-10,0 |
8 |
2,0 |
67,8-71,9 |
68,9-73,4 |
0,55 |
7,3-9,5 |
8,5-10,4 |
9 |
1,5 |
68,5-72,9 |
70,1-75,6 |
0,50 |
8,3-10,3 |
8,7-11,1 |
10 |
1,5 |
69,3-75,0 |
71,3-76,6 |
0,45 |
8,2-10,9 |
9,2-11,5 |
11 |
1,5 |
70,9-76,3 |
72,4-77,5 |
0,40 |
9,0-10,6 |
9,5-11,5 |
12 |
1,5 |
72,2-77,3 |
73,0-78,6 |
0,35 |
8,9-11,2 |
9,5-11,9 |
Оставить комментарий
Вам необходимо авторизоваться опубликовать комментарий.