rebenok-novorozhdennyy-lica-580Вкус — это способность воспринимать и оценивать особенности пищи. В основном воспринимаются сладкий, кислый, соленый и горький вкусы.

Формирование вкуса к разнообразной пище — одна из первостепенных задач каждой мамы. Ведь именно Вы имеете возможность заложить правильную вкусовую   ориентацию   на   полезные   продукты, постепенно вводимые с прикормом. Так как же воспитать правильный вкус? Ответ на этот вопрос прост: терпеливо и настойчиво следуйте советам опытных специалистов — нутриционистов, разработавших систему постепенного и последовательного введения различных видов продуктов прикорма согласно возрастным рекомендациям. Это позволит обеспечить потребности ребенка в получении питательных веществ и энергии. Вкусовые предпочтения закладываются у ребенка еще в утробе матери. Единственным врожденным предпочтением у людей является сладкий вкус.

С грудным молоком ребенок ощущает все вкусовые оттенки продуктов питания, получаемых матерью. Возможно, этим и объясняется более легкое привыкание детишек, находящихся на грудном вскармливании, к различным продуктам, вводимым с прикормом.

В формировании многообразных вкусовых ощущений имеют значение запах пищи, возбуждающий аппетит, ее консистенция, структура и состав, а также привлекательный внешний вид блюд.

Особо следует отметить важность консистенции пищи, которая может быть жидкой, полужидкой, вязкой, густой и твердой. По мере роста ребенка консистенция блюд меняется — от жидкой до густой и твердой. Важно вовремя закрепить у ребенка навыки восприятия различной консистенции блюд. Запаздывая с введением твердой пищи, можно получить отрицательную реакцию ребенка на нее. Здесь следует настойчиво (но нетребовательно) и неоднократно предлагать ее ребенку, что непременно принесет свои результаты.

Сбалансированное по своим питательным свойствам, рациональное питание ребенка первого года жизни не только обеспечивает его всеми необходимыми пищевыми веществами, но и должно быть направлено на формирование правильных вкусовых привычек с целью ориентации ребенка, а потом и взрослого человека на употребление полезных продуктов.

Структура пищи также зависит от возраста ребенка. Рекомендуется следующее поэтапное введение продуктов: гомогенизированные — с 3,5-5 месяцев, пюреобразные (мелкоизмельченные) — с 6-9 месяцев и крупноизмельченные — с 9 месяцев и старше.

С полутора лет можно пробовать давать пищу кусочками (сосиску, куриную ножку и др.). Так вы сформируете у ребенка положительное отношение к различным видам структуры продукта.

Позаботьтесь о благожелательной и спокойной обстановке трапезы. Если малыш упорно отказывается от нового вида пищи, проявите терпение и настойчивость, а иногда хитрость, замаскировав новый вид продукта любимым блюдом.

С введением прикорма ребенок получает ряд новых для него пищевых веществ, первыми из которых являются сахара (глюкоза, фруктоза, сахароза), поступающие с соками и фруктовыми пюре. Сахар необходим человеку. Он отвечает за энергообеспечение организма, поддержание постоянного уровня глюкозы в крови, питание мышечной ткани, участвует в иммунных и защитных реакциях. Однако излишнее употребление сахара в раннем возрасте может сформировать у ребенка пагубное пристрастие к сладкому, которое сохраняется на всю последующую жизнь.

Мы знаем, что избыток сахара способствует чрезмерному поступлению энергии, отложению жировой ткани (ожирение), повышению нагрузки на инсулярный аппарат поджелудочной железы (возможность развития сахарного диабета), ограничению или лишению организма других важных продуктов, развитию кариеса и катаракты.

С введением овощных пюре ребенок начинает получать определенное количество поваренной соли, которая является основным источником натрия. Для организма человека натрий необходим для поддержания на должном уровне осмотического давления крови и внеклеточной жидкости, для образования соляной кислоты, необходимой для нормального течения процессов пищеварения, сохранения осмотического равновесия и постоянного обмена жидкости.

Однако избыточное употребление соли вызывает ряд серьезных нарушений в организме: повышает гидрофильность тканей, что приводит к развитию отеков; способствует избыточному образованию в организме оксалатов и их повышенной экскреции с мочой; отрицательно влияет на механизм регуляции артериального давления. Поэтому в специализированных продуктах детского питания, особенно для детей раннего возраста, соль лимитируется или вовсе не добавляется.

кроваткаКроватка

Еще до рождения ребенка необходимо продумать, где будет стоять его кроватка. Для кроватки необходимо выбрать место в теплой и светлой комнате — не темном углу, не на сквозняке, не ближе одного метра от окна и от отопительных приборов. Кстати, температура воздуха в комнате, где живет новорожденный, не должна быть «ниже 20°С (оптимальная — 21~23°С), время сна лучше, если воздух в комнате будет более прохладным -18 -19°С. В комнате, где находится новорожденный ребенок, не следует включать телевизор, компьютер. Даже если вся семья живет в одной комнате, можно устроить уголок для ребенка: рядом с кроваткой поставить пеленальный столик, сложить в шкафчик детское белье.

Кроватка для ребенка может быть деревянной, металлической, окрашенной или плетеной, но обязательно легко моющейся. Матрас в кроватке должен быть ровный и жесткий, лучше всего травяной или волосяной. Мягкий матрас не годится, так как он может способствовать искривлению позвоночника. По этой же причине не нужна подушка, ее можно заменить вчетверо сложенной пеленкой. Для детей, склонных к срыгиванию, рекомендуется на 10-15 градусов приподнимать головной конец матраса, но при этом он должен оставаться ровным (не прогибаться). Матрас накрывают медицинской клеенкой и поверх нее — простынкой.

Коляска

Первые короткие прогулки малыш 10-12-дневного возраста обычно совершает на руках у мамы, но когда он начинает гулять подольше, потребует­ся коляска.

Коляску необходимо выбирать лег­ко моющуюся, достаточно высокую, но устойчивую. Лучше выбрать разбор­ную коляску, такую, где колеса отделя­ются от люльки.

Надо помнить о том, что матрас в коляске, так же как и в кроватке, дол­жен быть жестким и ровным, под голов­ной конец его необходимо подложить небольшую плоскую подушку.

Одежда

Приданое ребенку принято готовить заранее. Купленное в магазине белье необходимо постирать, прокипятить, перед приездом матери с ребенком из роддома — прогладить с двух сторон. Нежелательно использовать при стирке даже специальные детские порошки — у новорожденных возможны аллергические реакции на них. Лучше   всего   пользоваться  обычным детским мылом. Детское белье   следует стирать отдельно от белья взрослых и тщательно прополаскивать.

 Для новорожденного необходимо купить:

  • по 5 — 10 тонких ситцевых и теплых байковых пеленок размером 80 х 80 см;
  • одноразовые подгузники (из расчета 6-7 штук в день, то есть 45-50 штук в неделю) или 25-30 двухслойных марлевых подгузников;
  • по 8-10 тонких и фланелевых распашонок;
  • 5-6 ползунков из натуральных тканей;
  • по 3-4 фланелевые и шерстяные кофточки;
  • 2-3 пары шерстяных штанишек;
  • несколько пар тонких и теплых носочков;
  • 2-3 хлопчатобумажных косынки;
  • 3-5 детских носовых платков;
  • 2-3 тонких чепчиков;
  • шерстяную шапочку.

Для прогулок в холодное время года необходимо теплое одеяло – шерстяное или стеганое (ватное, пуховое); для прогулок летом удобно тонкое байковое одеяльце. Вместо одеяла зимой можно использовать меховой или стеганый конверт или теплый комбинезон. Наружная поверхность комбинезонов, одеял может из синтетических или смешанных тканей, но нижнее белье или одежда малыша должна быть только из натуральных тканей.

игрушкиОбщение с ребенком и первые игрушки.

В последние годы установлено, что даже внутриутробно ребенок уже может реагировать на звуки, изменения положения тела матери. Специалисты по «дородовому воспитанию» рекомендуют будущим родителям общаться с «внутриутробным ребенком»: разговаривать с ним, ласково поглаживать (через стенку живота матери) и даже петь, читать стихи и сказки — все это поможет ребенку лучше развиваться в дальнейшем. Тем более необходимо ласковое общение с младенцем, который уже видит и слышит родителей.

Сразу после рождения зрачки ребенка реагируют на свет, но фиксация взгляда вначале очень неустойчивая лишь к 3 — 4-й неделе жизни малыш научится фиксировать взгляд на лице матери, яркой игрушке.

К моменту рождения ребенка кора головного мозга еще относительно незрела, поэтому в его поведении преобладают автоматические реакции — хватательный, поисковый, сосательный (то есть, безусловные) рефлексы. При опоре о поверхность столика ребенок переступает ножками, при надавливании на стопы в положении лежа на животе, пытается ползти — это врожденные рефлексы опоры, автоматической ходьбы, ползания.

Новорожденный ребенок уже различает интонации, высоту звуков, выделяет из всех голосов голос матери. Тихая, мелодичная музыка, колыбельная песня необходимы ребенку, но громкие резкие звуки, яркий свет могут ему повредить.

В первые недели ребенок спит большую часть суток; периоды бодрствования у него короткие — от 5 до 20-25 минут (к концу месяца). В эти моменты необходимо, начиная со второй недели жизни, выкладывать ребенка на живот, чтобы он учился поворачивать и приподнимать головку. И что бы ни делали родители — купали, переодевали или наклонялись над кроваткой, им необходимо разговаривать с малышом, чтобы он фиксировал взгляд на лице взрослого. Обычно при рождении малыша родственники, знакомые, друзья дарят молодым родителям много красивых и забавных игрушек. Однако большую часть их пока придется отложить.

Это не значит, что новорожденному вообще не нужны игрушки. Выберите из подаренных шариков и погремушек несколько относительно крупных и ярких — лучше красного, оранжевого, желтого цвета, и на третьей-четвертой неделе жизни ребенка повесьте их над кроваткой на расстоянии примерно 40-50 см от лица малыша. Ему будет удобно учиться фиксировать на игрушке взгляд. В последующие месяцы вы будете менять эти игрушки, передвигать их в поле зрения ребенка, опускать пониже, когда он начнет поднимать ручки.

Оставить комментарий